«Теперь поговорим о чести и добродетелях...» Из лекции Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа, Минск, 20.12.2017
08.07.2020
Все говорят о чести и добродетелях, но мало кто знает, что такое добродетель и честь!
Честь — это чувство собственного достоинства, которое дает право оценивать себя с позиции сознания Кришны в категориях преданности. А целомудрие и благородство — это идеальная аксиологическая норма естественного состояния души, безоговорочно вручившей себя Кришне.
Наша совесть перестанет нас мучать тогда, когда мы безоговорочно вручаем себя Кришне. И наша добродетель и честь будут восстановлены, когда Господь Кришна даст нам чистое преданное служение Его лотосным стопам.
Какая разница между честностью и честью?
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Честность включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам.
А что такое честь? Это комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство и независимость.
Кришна дал нам некоторую независимость: желать служить Кришне или желать служить майе, т. е. Его энергии.
Честь — это моральные качества человека, достойные уважения и гордости. Это добрая, незапятнанная репутация, честное имя человека. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными, социальными традициями или персональными амбициями.
Многие считают, что честь — это изначально присущее человеку чувство, как неотъемлемая часть его личности. В добродетельном человеке честь находится на более важном месте, чем сама его жизнь.
В словаре В. И. Даля, честь отражает «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Этому определению можно противопоставить «условное, светское, житейское БЛАГОРОДСТВО, нередко ложное и мнимое». Честь — это внутреннее состояние души предавшейся Богу, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния, а Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния.
Имя КРИШНЫ может дать все добродетели (смирение, терпение, отказ от насилия… и даже истинного Гуру), включая право, называться честным человеком.
Никогда не бездельничайте и не ленитесь. Всегда и постоянно повторяйте Святое Имя. Если вы стабильно и неуклонно повторяете Святое Имя, это поможет вам гораздо больше, чем искусственное создание себе имиджа честного человека.
Если вы зарабатываете деньги нечестным путем, это не принесет вам удовлетворения. Деньги заработанные таким путем погубят вас. Они лишат вас чести и заберут всю вашу духовную силу. Но Святое Имя не подведет вас. Оно не обманет вас и не погубит.
Если у вас много денег, то на вас могут напасть, застрелить и забрать ваши деньги. Деньги создадут вам множество проблем — как их сохранить, как приумножить? Деньги и проблемы всегда ходят рука об руку.
Нама Прабху очень милостив. Он может дать не только деньги, но и сохранить их, если их вложить в Кришну, в распространение Святого имени. Он может дать вам Сваргу, райские планеты, на которых будет множество прекрасных женщин. Не одна женщина, а много, и они не бросят вас.
Святое Имя в одно мгновение может дать вам столько всего — тысячи апсар, ангелоподобных девушек, будут ваши — Урваши, Менака и многие другие. Земные женщины даже не сравнятся с ними. А что говорить о земных мужчинах?! Они ничто!
При этом Святое имя сохранит вашу репутацию честного, целомудренного и добродетельного человека. Имя Кришны может дать вам Вайкунтху, больше чем Вайкунтху — Двараку. На Вайкунтхе находятся все Лакшми, а в Двараке — Сатьябхама, Рукмини и другие царицы. Если вы захотите, Нама Прабху устроит так, что вы сможете служить им, и не только служить — вы сами станете царицами Двараки. Если вы не прельститесь этим, тогда вы сможете достичь Вриндавана. С сегодняшнего дня вы должны стараться больше повторять и углубить свою веру в Святое Имя, веру в то, что Святое Имя может дать вам все, что угодно — деньги, богатство, славу, высокое положение, абсолютно все, даже Кришну! Единственно, что ваше желание должно быть очень сильным. А воля обрести Кришну непреклонной.
«Шримати Радхика — это сварупа-шакти, все богини проявились из Нее. Она единственная возлюбленная Кришны, в каком бы облике Он ни пребывал. Только чтобы доставить Кришне удовольствие, Она становится бесчисленными гопи. Сита, все богини Лакшми и царицы Двараки также являются Ее экспансиями, поэтому не нужно поклоняться им отдельно. Поклоняясь Самой Шримати Радхике, вы автоматически удовлетворите все Ее экспансии.
Хотя царицы Двараки — воплощения Шримати Радхики, их любовь направлена не только на Кришну, но и на детей и родственников, а также ослаблена несметными богатствами, которыми они владеют. Мы поклоняемся Шримати Радхике и гопи, поскольку они ни с кем не делятся своей любовью к Кришне, и их любовь несравненна.
Однажды в солнечное затмение Кришна привез цариц Двараки на Курукшетру. Также Он пригласил туда и враджаваси. Царицы, гордые своим положением и роскошью, преисполнились ревности к гопи. Они попытались впечатлить гопи, пожертвовав мудрецам столько драгоценностей, сколько весит Кришна. Чтобы показать превосходство любви Шримати Радхики, Кришна встал на одну чашу весов, а на другую царицы сложили свои украшения. Однако сколько бы они ни складывали, чаши не могли сравняться. Тогда Кришна сказал царицам, чтобы они спросили у гопи: есть ли у них что-то такое, что может перевесить Его Самого? Услышав это, Шримати Радхика положила листик Туласи, омытый в одной Ее слезинке, на весы, и чаша с Кришной тут же взмыла в воздух! Верховного Господа, в теле которого покоятся бесчисленные вселенные, перевесил один-единственный листик Туласи, омытый в наполненной любовью слезе Шримати Радхики. Так Кришна показал царицам, что никакие сокровища, которыми они обладают, не могут покорить Его, однако простой жест любви Радхики затмевает всю Его славу». (Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, выдержки из «Шри Гуру-даршаны», 3 том, 24 гл.)
Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас