РАМА-НАВАМИ — явление Господа Рамачандры
08.07.2020
Тот, кто читает историю о Раме, исполненном достоинств и чистоты, освободится от всех грехов. Внимая этой истории с верой и преданностью, человек станет достоин поклонения своих сынов, внуков и слуг до самой смерти. Брахман, читающий «Рамаяну», станет знатоком Вед и философии, кшатрия станет царем, вайшья достигнет процветания в своем ремесле, а шудра — возвысится. (Нарада Муни).
РАМАЯНА ТАТТВА
ШЕСТЬ ИСТИН «РАМАЯНЫ»:
1) Победа над СМЕРТЬЮ
Марьяда-пурушоттама Рама приходит в этот мир, чтобы показать людям, как победить смерть, причиной которой является вожделение, олицетворенное в Раване. Именно вожделение более всего привязывает нас к материальному телу, и сознанию «ахам мамети», Я есть тело и наиболее полное удовлетворение чувств тела и ума — высшее совершенство и первейшая обязанность человека. Так думают все, кто служит вожделению, поощряя в других страсть.
Только тот, кто следует дхарме (закону священных писаний сможет победить вожделение, посвятив себя чистому преданному служению, (шуддха-бхакти). Рама — живое воплощение истинной дхармы. В данном случае ее проповедует Шри Чайтанья Махапрабху. Бхагавата-дхарма.
Подлинная дхарма — это дхарма любви к Кришне. Любовь — это любовь Ситы к Раме (Шри Шри Радха Кришна) Она есть источник вечной жизни. Вожделение же — это желание Раваны овладеть Ситой, которая является единственной причиной смерти для вожделеющего Раваны, того, кто находится во власти вожделения. Кришна перестает быть неистощимым источником радости, а становится олицетворенной смертью. Когда Вибхишана, покидая Равану, он сказал: «В образе Рагхавы в доме Дашаратхи родилась твоя смерть. А дочь Джанаки, Сита, станет для тебя Кали, супругою Калы (Божества времени и смерти)».
2) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СИЛЫ
Марьяда-пурушоттама Рама приходит, чтобы продемонстрировать неограниченное могущество человека праведного, живущего по писаниям (ведам).
В Бхагавад-гите Шри Кришна сказал: клаибйам ма сма гамах партха наитат твайй упападйате — «О сын Притхи, не поддавайся этой позорной слабости». Санскритское слово клиба, от которого происходит клаибйам, буквально значит «на-пумсака», человек, лишенный мужского достоинства. Слабость воли и слабость сердца, о которой говорит Кришна, происходит от нарушения дхармы.
Хануман сказал: «О Равана, даже миллионы тварей, подобных тебе, не смогут одолеть меня, ибо я — верный слуга Рамы и потому сила моя неизмерима!» Неистощимая сила, мораль, нравственность и богатство в словах Кришны. Там, где Кришна, там победа... — вот последние слова, сказанные Санджаей, после того, как он выслушал послание Гиты.
3) БДИТЕЛЬНОСТЬ и ОСТОРОЖНОСТЬ
Как говорят в бой не идут с открытым забралом, Человек должен быть подготовлен к сражению, не самонадеянным и гордым, но хорошо экипированным и предусмотрительным. Осторожность — сестра доблести.
Даже на этом пути преданного служения Богу нас могут подстерегать опасности. Следование правилам священных писаний может незаметно превратиться в материальную привязанность и питать гордыню, вместо того, чтобы помочь человеку избавиться от нее. Преданный Кришны не должен привлекаться цветистым языком вед. Ум человека очень быстро приспосабливается к любым условиям и может научиться наслаждаться, даже под предлогом исполнения долга (дхармы).
4) ОСВОБОЖДЕНИЕ
Просто слушая о вечной любви Ситы и Рамы, человек может обрести освобождение. Слушание кришна-катхи из уст чистого преданного способно устранить вожделение из сердца и даровать любовное служение. Любовь Ситы и Рамы сильнее вожделения.
5) РАЗУМНЫЙ ПОДХОД (трансцендентная ХИТРОСТЬ)
Марьяда-пурушоттама Рама приходит чтобы порадовать Своих преданных. И это — самая главная цель Его прихода.
Поучительна история о том, как Вишвамитра Муни и два его спутника переправлялись через Гангу. Им нужно было срочно переправиться на ту сторону. Они спешили на свайамвару дочери царя Митхилы, Махараджи Джанаки. Лодка стояла на другом берегу, и Рама стал звать лодочника: «Эй, плыви сюда». Но лодочник молчал, так как будто не слышал криков Рамы. Лодочник этот был бхактой, а бхакта не может не узнать Бхагавана. Он сразу понял, что Сам Бхавагаван Рама зовет его, но тем не менее он не спешил исполнить Его просьбу.
— Эй, ты что, оглох?
— Нет, не оглох.
— Так почему же ты не едешь сюда?
— У меня есть на то причина.
— Помилуй, какая?
— Я вот сижу и думаю: зачем Тебе моя лодка? Когда Ты пришел в образе карлика Ваманы, Ты попросил у Бали всего три шага земли. Но уже вторым шагом Ты перешагнул через всю Вселенную. А тут Ты делаешь вид, что не можешь перешагнуть через какую-то реку. Подозрительно. Ты Сам перешагни, а этих двух я, так и быть, перевезу. — сказал лодочник.
— Но кто сказал, где в Ведах написано, что через реки можно перешагивать? — сказал Рама. — Я пришел, не для того, чтобы показывать чудеса, а для того, чтобы утвердить закон и порядок. Если Я перешагну через эту реку, то у людей только появится еще один повод переступить Закон.
— Ну, хорошо, но это еще не все. Я слышал, что по дороге сюда Ты наступил на какой-то камень. Пылинка с Твоих стоп упала на него, и камень превратился в женщину. Это правда? Здесь нужно вспомнить историю с Ахальей, которую проклял ее муж, великий мудрец Гаутама.
— Правда, ну и что?
— Как что? А если пыль с Твоих стоп упадет на мою лодку, вдруг моя лодка тоже превратится в женщину? Что я буду с ней делать? У меня уже есть одна. Мне ее вполне хватает. Лодка меня кормит, а женщину нужно будет кормить мне. Нет уж, так не пойдет.
— Так что же Мне делать?
— Если Тебе так хочется на другой берег, то сначала Ты должен позволить мне омыть Твои стопы, так чтобы я убедился в том, что на них не осталось ни одной пылинки.
— Но ты же знаешь, что Я никому не позволяю делать этого. [Даже Шива и Брахма не удостаивались такой чести]
— Как хочешь, но рисковать я не буду.
Лодочник лукаво улыбался. Он знал, что победил Бхагавана, которого не может победить никто.
6) Дхарма ЛЮБВИ
Марьяда-пурушоттама Рама приходит, чтобы провозгласить, что любовь к Богу превыше долга. Просто следовать правилам — не является конечной целью духовной практики. Строгое следование правилам должно пробудить в нашем сердце чистую любовь к Богу. Это самый главный урок Рамаяны. При этом заметим, что такая любовь живет в сердце свободном от вожделения.
Тот кто обладает любовью, может даровать нам этот бесценный ее дар.
О чем думала Сита, сосланная Рамой в лес? Она любила больше всего на свете Раму.
Много лет спустя, Лакшман пришел в лесной ашрам Вальмики Муни. Там после долгой разлуки он снова увидел Ситу. Он опустил голову, чтобы не смотреть в Ее огромные, покрасневшие от слез глаза. А Она дрожащим голосом спросила: «Скажи Мне, Лакшман, как поживает жемчужина династии Икшваку родившаяся из лона раковины Каушальи?
Стала ли слава Его безупречной, после того, как Он отослал меня в лес? Если так, то Я могу считать себя самой счастливой женщиной на свете. Не обижается ли Он на Меня, за то что Я стала причиной Его бесчестья? Для царя, которому недорога даже собственная жизнь, нетрудно отказаться от самого дорогого, что у Него есть. Я позор для царя. Спасибо тебе за то, что ты привез Меня сюда. Теперь Я служу Раме здесь, в разлуке с Ним, совершая каждодневную аскезу. Пожалуйста, передай Ему, что Я очень счастлива в лесу, чтобы Он не считал Себя причиной моих страданий. Мне не в чем Его упрекнуть. Он — по-прежнему Мой царь и мой возлюбленный».
Все божественные качества, перечисленные выше (бессмертие, сила, осторожность, смирение, разум и любовь) приходят к тем, кто обладает
ТЕРПЕНИЕМ
Примером этому может стать история о Шабари.
Сгорбленная, седая, со спутанными волосами, отшельница Шабари была уже очень старой и наполовину слепой. Глаза ее ослепли от слез и от нежелания видеть мертвую красоту этого мира. Долгих тринадцать лет она плакала, вспоминая своего гуру, Матангу Риши и его учеников, которым она верно служила всю свою жизнь. Долгих тринадцать лет она плакала, потому что ждала обещанного появления Рамы в своей хижине. Тринадцать лет назад виманы с Вайкунтхи спустились к ашраму ее гуру, чтобы забрать его вместе со всеми его учениками в духовный мир. Тогда Шабари еще не была готова покинуть этот мир. Попасть в духовный мир может только тот, в чьем сознании не осталось ничего материального, включая собственное тело.
Она горько плакала, расставаясь с мудрецами: «Кому же я буду теперь служить? Для кого я буду собирать цветы и лесные плоды? Кому я буду приносить прозрачную воду из озера Пампа?» Видя эти слезы, Матанга Риши благословил ее: «Плачь и жди. Каждый день жди Господа. Каждый день надейся на то, что сегодня Он придет к тебе. И однажды Он Сам появится в твоем лесу. Собирай для Него цветы, для Него собирай плоды и для Него приноси каждый день чистую воду из озера. Помни, Он может прийти к тебе в любой миг, Он уже где-то рядом. В тот день, когда Он придет к тебе, ты вернешься в духовный мир».
Послушная воле своего гуру, каждый день она плакала, собирая цветы и плоды, принося воду, ухаживая за жертвенным алтарем. Она вспоминала, как ее гуру, ослабший от поста и молитв, дрожащей рукой возливал топленое масло на жертвенный огонь и как однажды он приказал всем семи океанам явиться и войти в озеро Пампу, чтобы он и его ученики каждый день могли принимать омовение в их священных водах. Их одежда из коры деревьев, в которой они совершали омовение, до сих пор висела на ветвях дерева и по-прежнему была влажной, так как будто они всего несколько минут назад вышли из воды. Она смотрела на гирлянду из голубых лотосов, которую он сам сделал для Рамы в день своего ухода.
За долгие тринадцать лет гирлянда нисколько не увяла. Дух не увядает. Увядание и смерть — удел материи. «Эта гирлянда не из лотосов, а из любви моего учителя, настоящая любовь бессмертна — думала она, — Но в моем сердце нет любви, и потому я умираю каждый день и никак не умру». Единственное, что помогало ей сохранять жизнь, это обещание учителя: «Скоро Сам Господь придет к тебе, обязательно придет, если ты наберешься терпения. и будешь ждать».
И спустя тринадцать лет, он пришел. Вместо горячих слез разлуки из ее полуслепых глаз потекли холодные слезы счастья. Вокруг себя она не видела леса, не видела озера, но в ее глазах был только Рама, во всем Своем величии и красоте. Она молитвенно сложила руки и дотронулась до стоп Рамы и Лакшмана. Она усадила их на почетное место и омыла им стопы водой из озера. Затем она принесла Господу лесные плоды, которые собирала каждый день. Ее глаза отказали ей: она не знала, какие из этих плодов хороши, а какие плохи. Поэтому она сама пробовала каждый из них и, только убедившись, что он хорош, протягивала плод Раме. Что говорить, даже Лакшман, вечный спутник Господа с удивлением взирал на эту сцену.
Довольный Рама ел плоды, надкушенные старой отшельницей. В хижине Шабари Господь ел остатки пищи слепой старухи из касты неприкасаемых. В награду за тринадцать лет ожидания, за ее терпение и служение в разлуке Господь Рамачандра сам явился ей! Слегка улыбаясь, Рама ее спросил: «Все ли преграды и препятствия устранены с твоего пути, мудрая женщина? Чувствуешь ли ты, что твоя цель близка, или ты топчешься на месте? Тверда ли ты в своих обетах и оставил ли тебя гнев? Счастлива ли ты здесь, отказавшись от мира? Принесло ли радость твое служение духовному учителю?»
«Сегодня — сказал Шабари, — последние препятствия ушли из моей жизни. Мое сердце спокойно. Сегодня я достигла совершенства, и я вижу своего повелителя передо мною. Сегодня гнев навсегда ушел, и счастье поселилось в моем сердце. Твой взгляд очистил меня. Я снова желаю служить своему гуру, который вечно служит Тебе».Рама улыбнулся: «Я доволен тобой, поэтому с этого момента ты можешь идти, куда пожелаешь». «Старое и уродливое тело со спутанными седыми волосами оставь. Зачем оно тебе? Я дам тебе вечное, красивое и вечно молодое тело, неподверженное скорби и печали». В тот же миг ее душа сбросила свои оковы и вырвалась из долгого плена. Благосклонный взгляд Господа как вспышка молнии, милостиво испепелил ее старое тело и дал прекрасное, вечно юное, духовное тело. Так она оставила этот мир, юдоль скорби, где повторяются рождение и смерть. Суета покидает душу, предавшуюся Господу.
Рагхупати Рагхава Раджа Рам Патита Павана Сита Рам Рагхупати Рагхава Раджа Рам Патита Павана Сита Рам Сита Рам Джея Рам Сита Рам
О, славный правитель династии Рагху, Господь Рама!
О, спаситель, муж Ситы, пусть наши умы наполнятся любовью при воспевании Твоих святых имен! О, Единый Вездесущий, благослови нас Своим присутствием!
Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас