МАТХУРА И ВРИНДАВАН, лекция на ДЖАНМАШТАМИ, С-Петербург, 3.09.2018
08.07.2020
Из лекции прочитанной Шри Шримад Мурали Моханом Махараджем.
В одно и то же время Яшода дала рождение Кришне во Вриндаване, а Деваки в Матхуре в тюрьме Камсы. Подробно историю явления Кришны можно прочитать в 10 Песне Шримад Бхагаватам. Господь Хари явился в четырехрукой форме. На голове у него была корона, а в четырех руках он держал: раковину (шанкху), диск (чакру), палицу (гаду) и лотос (падму). В Его ушах покачивались золотые серьги, и от Его тела исходило ослепительное сияние, которое озаряло все вокруг. При виде столь замечательного ребенка, Деваки упала ему в ноги и со сложенными руками стала возносить молитвы. Васудева, медитируя, совершил омовение (манаса-снана) и раздал тысячи коров брахманам и вайшнавам. В его уме по случаю рождения Кришны был праздник. Также как Деваки он принес свои почтительные поклоны и прославил Господа Нарайану в самых возвышенных молитвах. После этого Нарайана приказал Васудеве без промедления пойти в Гокулу и положить Его на колени Яшоды. Получив такой приказ, Васудева без промедления направился во Врадж-Гокулу. Железные оковы с него спали, двери тюрьмы распахнулись. В то время как он переправлялся через Ямуну, у Яшоды родилась дочь.
Была страшная гроза, дождь хлестал как из ведра, Ямуна вышла из берегов. Васудева подумал: «Как я смогу переправиться через реку?» Махамайа, приняв образ самки шакала, указала ему безопасный путь. Последовав за ней, Васудева добрался до Гокулы, нашел жилище Нанды, положил Кришну на колени Яшоды, забрал ее дочь и вернулся в Матхуру.
Далее Снигдха Кантха, продолжая повесть о Кришне, задает вопрос: «Как возможно, что в одно время у Яшоды родилась дочь и сын? Что случилось с сыном?»
Мадху Кантха отвечает: «Это очень необычная история. Дочь Яшоды была сакшад-йгамайей. Йогамайа сделала невидимым сына Яшоды, и Васудева не заметил его; он видел только дочь. Сын Нанды и Яшоды был свайам-бхагаван, Верховной личностью Бога, который является источником всех аватар, относящихся к категории амша и кала, полным воплощениям или частям полных частей изначальной Верховной личности.
Кришна проявляет Себя в двух формах: прабхава-пракаша и вайбхава-пракаша. Из лона Деваки пришел четырех-рукий Васудева, прабхава-пракаша Кришны, который имеет одну форму, один и тот же образ, но проявляется в нескольких местах сразу. Вайбхава-пракаша — это экспансия Кришны, которая отличается между собой по форме и предстает в разных образах.
Прабхава-пракаша имеет две формы: временный и вечные. К временным проявлениям Кришны категории прабхава, относятся воплощения: Мохини, Хамса и Шукла; к вечным, — Дханвантари, Ришабха, Вьяса, Даттатрейа, Капила и т. д. Вайбхава-пракаша Кришны обладают частичным могуществом в отличие от прабхава-пракаши; к этой категории относятся: Курма, Матсья, Нара Нарайана Риши, Вараха, Хайагрива, Пришнигарбха, Баладева, Йагья, Вибху, Сатьясена, Хари, Вайкунтха, Аджита, Вамана, Сарвабхаума, Ришабха, Вишваксена, Дхармасена, Судама, Йогешвар, Брихадбхану и т. д.
Когда приходит свайам бхагаван Кришна, все формы Господа, амша и кала заключены в Нем. Сын Васудевы — это Васудева, четырех-рукая форма Господа. Васудева — полная часть Кришны. Таким образом, когда Васудева кладет своего сына на колени Яшоды, то Васудева входит в дите Кришну, который уже лежал здесь. Так же как все реки впадают в океан, подобным же образом все полные части и части полных частей Господа входят и заключены в изначальную форму свайаам бхагавана Шри Кришны. Под влиянием йога-майи Васудев был не способен понять все эти вещи. Васудева поклонялся своему сыну как Вишну, а Яшода — как Кришне, не подозревая, что Он — Бог.
В «Хари-вамше» (2.4.11) описано как Господь Хари одновременно принимает рождение в двух местах сразу.
Когда Яшода дала рождение дочери, воплощению Йогамайи, то Махамайа, частичное проявление Йогамайи, тоже воплотилась здесь. Васудев взял Махамайю и принес ее Камсе, в то время, как Йогамайа осталась во Враджабхуми. Введенный в заблуждение Махамайей Камса решил, что восьмым ребенком Деваки была девочка.
Продолжа историю явления Кришны, Мадху Кантха сказал:
Когда Ящода родила Кришну, жители Враджабхуми погрузились в сон и проснулись с восходом солнца. Утром услышав детский плачь, Яшода открыла глаза и увидела сына. Она взяла на руки прекрасное дите и погрузилась в океан блаженства. Она не знала, что делать. Слезы любви обильным потоком текли из глаз, а молоко из ее груди. Она смотрела и не могла насмотреться на новорожденного. Ее голос дрожал, и она не могла вымолвить ни слова, как будто лишилась дара речи. Молоко текло из грудей, а слезы любви из глаз.
Разбуженные детским плачем все гопи и гопы пришли в дом Нанды и Яшоды. Все поздравляли мать с рождением сына. Гокула, Враджабхуми утопали в океане блаженства.
На высших планетах полубоги танцевали, проливая на Врадж потоки цветочного дождя. С неба слышалась музыка, бой барабанов и пение. Хари Бол! Хари Бол!…
Великий праздник. Люди и не только люди, все живые существа, движущиеся и неподвижные, ликовали. Люди обнимали друг друга. Дикие животные и птицы поддались всеобщему веселью: тигры стали милей и смиренней лани.
Нанда Махарадж тут же позвал брахманов и провел джата-карма-самскару, которая сопровождалась пеним ведических гимнов и мантр, соответствующих случаю.
СВАСТИ ВАЧАНА молитвы процветания сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Вся вселенная наполнилась маха-анандой. Мать земля, Притхи-деви, которая так страдала от асуров и демонов преисполнилась великой надежды на освобождение от их бремени.
ДВА ТИПА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Если ватсалья Деваки и Васудев имеет примесь гьяны и айшвари, то ватсалья Нанды и Яшода есть проявление чистой любви, доступной только жителям Враджи.
Деваки побаивается, что если Кришна воплотится в четырех рукой форме, то она станет объектом насмешек для людей, лишенных сознания Бога. Люди не способны поверить, что Бог может принять любую форму, как того пожелает преданный Бога. После того, как Кришна проявил свою четырехрукую форму Нарайаны, Деваки попросила его принять форму обычного человеческого существа. Чтобы избежать недоразумений, Кришна принял двурукую форму. На самом деле страх продиктован чувством любви. Существует различные типы родительской любви, ватсалья-расы: в Двараке преобладает айшварья, а во Вриндаване — мадхурья. Кевала-бхакти, чистая преданность свойственна обитателем Враджабхуми, а смешанная с элементами ашварьи — в Двараке и в Матхуре.
Согласно разного типа преданных, любовь тоже различна; она может быть в шанта-рати, дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати, матхурья-рати. Эти пять типов соответствуют пяти типам привязанности к Верховной личности Бога.
Махапрабху сказал, что он заставит весь мир танцевать в экстазе, дав людям четыре расы:
дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати, матхурья-рати. При этом исключив шанта-рати, нейтральный тип любовных отношений. Почему? Потому что в шанта-расе нет маматы — любви из сознания Кришна мой. Шанта — это просто имперсонализм, не предполагающий никакого служения. В качестве примера такого вида служения можно привести Йогендров и четверо Кумар. Бесчисленное множество преданных связанных с Кришной в дасья-расе.
Сакхья-раса характерна для друзей Кришны во Вриндаване — Судама, Шридама, а в Двараке Бхима и Арджуна. Когда сакхья смешана с некоторым почтением, ее примером может послужить отношения преданных и Господа на Вайкунтхе или Айодхйе. Во Враджабхуми такой вид отношений не характерен; там существует чистая сакхья без реверансов. Порой друзья Кришны забираются Ему на плечи, порой сражаются с ним и едят с одной тарелки, шутят с Ним как с равным. Иногда мальчики балуются, отнимают пищу у Кришны прямо изо рта. Вселенская форма Господа у друзей, подобных Арджуне, внушает страх и неприязнь. Вишрамбха-сакхья не свойственно почитание; это пример чистой сакхьи.
Когда Кришна поехал в Матхуру, Бричбаси, его преданные во Вриндаване день и ночь напролет думают о Кришне. Их любовь не имеет аналогов, в особенности любовь гопи. Лучшей из них является Радхарани. С любовным посланием жителям Вриндаваны Кришна послал Уддхаву, который был учеником Брихаспати. Некоторые считают Уддхаву гьяни-бхактой, другие — према-тюра…
Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас