Золотая аватара положила начало золотому веку
03.07.2020
Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир не для того, чтобы спасти избранных или тех, кто принадлежит к какой-то религиозной секте, а чтобы освободить каждого. По Своей беспричинной милости Он раздает любовь к Богу и ученому человеку, сведущему в религиозных писаниях, и неучу, мужчинам и женщинам, людям разной национальности, различного цвета кожи, различных политических и религиозных убеждений, верующим и атеистам. Поэтому Шрила Рупа Госвами обращается к Шри Чайтанье Махапрабху как к наиболее милостивому воплощению Кришны, называя Его маха-ваданйайа аватарой:
намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах
«О наиболее милостивое воплощение! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты принял золотистый цвет тела Шримати Радхарани и щедро раздаешь Ее чистую любовь к Кришне. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».
В 1486 году, 18 февраля (по христианскому календарю), в день лунного затмения, когда благочестивые индусы совершали омовение в Ганге, оглашая все вокруг возгласами «харибол», в доме ученого брахмана Джаганнатха Мишры и Шачиматы родился сын. Знаменитый астролог Ниламбара Чакраварти предсказал новорожденному великую судьбу. «Придет время, – сказал он, – и сыну Шачидеви будет поклоняться весь мир!»
притхивите ачхе йата нагаради-грама
сарватра прачара хайбе мора нама
«В каждом городе и деревне, по всей земле, будет проповедано Его святое имя!»
Предвосхищая эти удивительные события, мальчика назвали «Вишвамбхара», что означает «тот, кто поддерживает вселенные». Не у кого не возникало сомнения в том, что у Джаганнатха Мишры принял воплощение Сам Шри Кришна, Верховная личность Бога. Кто же, кроме Него, может поддерживать весь материальный мир? В «Шримад-Бхагаватам» есть этому подтверждение:
кришна варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах
«В Кали-югу, в современный век вражды и лицемерия, разумные люди будут поклоняться инкарнации Господа, постоянно воспевающего имена Шри Кришны, совершая санкиртана-ягью (совместное воспевание святых имен). Хотя Он не темного цвета, Он – Сам Кришна. Он придет в сопровождении близких друзей и помощников со Своими энергиями». (Ш.Б., 11.5. 32.)
Детство Шри Чайтаньи довольно подробно описано в «Чайтанья Бхагавате» Вриндавана дасом Тхакуром. Там говорится, что, как все дети, Господь плакал. Когда Он начинал плакать, в отличие от обычных детей, его можно было успокоить единственным средством – восклицая «харибол!» что означает: «Славьте Господа Хари!» Потешаясь, иной раз, местные девушки специально доводили ребенка до слез и затем, чтобы успокоить, хлопали в ладоши и кричали: ХАРИБОЛ! Младенец тут же успокаивался. Но, едва они замолкали, возобновлял плач снова. Сам по себе этот удивительный факт указывал на миссию Господа, начавшего Движение Санкиртаны, совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
На восьмом году жизни отец отправил Шри Чайтанью в школу Гангадаса Пандита. Через два года он уже в совершенстве овладел санскритской грамматикой и риторикой, и дальнейшее свое образование продолжил самостоятельно. Изучив ведическую философию по книгам своего отца, он скоро получил звание ученого пандита.
В возрасте 14-15 лет Махапрабху женился на Лакшмиприйе, но рано овдовел. Жена умерла от укуса змеи. По настоянию матери он женился снова. К тому времени у него была своя школа и множество последователей.
В 16 лет, в научном диспуте он победил великого кашмирского пандита, Кешаву Кашмири, и стал известен по всей Надии, которая в то время была одним из крупнейших центров ведической культуры и образования.
В возрасте 16-17 лет Шри Чайтанья Махапрабху принял посвящение от Ишвары Пури, вайшнавского санньяси, ученика Мадхавендры Пури, и начал активно проповедовать вайшнавизм. Он в упоении воспевал святые имена Господа Кришны, и в его теле стали проявляться признаки трансцендентального экстаза. Шри Адвайта Ачарья, Шриваса Пандит и другие преданные были поражены столь удивительным переменам, которые произошли с Господом после принятия Им инициации.
До 23 лет Шри Чайтанья проповедовал санкиртану по всей Бенгалии. Его успеху невольно позавидовали смарта-брахманы, руководившие духовной жизнью индийской общины. Посоветовавшись между собой, они пожаловались Чханду Кази, мусульманскому наместнику, который запретил вайшнавам устраивать шум вокруг «новой, весьма сомнительной религии». Кази пришел в дом Шривасы Пандита, разбил мриданги (глиняные барабаны) и сказал, что если Махапрабху не прекратит свою деятельность, то он обратит его в ислам. Когда известие об этом дошло до Махапрабху, он пришел в гнев. Собрав тысячную толпу из 14 групп санкиртаны, он направился во дворец Кази. С факелами в руках, пением «Харе Кришна», в сопровождении мриданг и каратал, что создавало невообразимый шум, его последователи подошли к резиденции наместника. Увидев надвигающуюся толпу еще издали, Чханд Кази не на шутку перепугался. Опасаясь за свою жизнь, он спрятался в апартаментах, но, через какое-то время, убедившись, что демонстрация носит мирный характер, пришел в себя и вышел для переговоров.
Духовная сила Махапрабху была неизмеримо велика. Поэтому, в результате короткой философской беседы, он обратил Чханда Кази в вайшнавизм. Ссылаясь на Коран и Ведические писания, Махапрабху доказал ему, что в современный век вражды и лицемерия совместное воспевание имен Господа Кришны – наилучший способ духовной реализации для всех людей всего мира. Коснувшись тела Кази, Махапрабху вызвал в нем признаки трансцендентального экстаза. Сердце Кази наполнилось блаженством и неописуемой радостью. Он залился слезами и, припав к стопам Господа, признался, что испытал чувства, неизвестные ему до того. Он пережил мгновения глубокого состояния божественной любви. С тех пор, в лице мусульманского наместника движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху нашло официальную поддержку. Кази издал указ, согласно которому никто не имеет права препятствовать воспеванию святого имени Господа Хари. Этот указ, подписанный рукой мусульманского наместника, остается в силе до сего дня. Конечно, и сегодня преданные Кришны нередко встречают трудности и препятствия, чинимые правительством, когда они проповедуют и распространяют славу святого имени. Однако, так же, как во времена Самого Махапрабху, все это препятствия легко устранимы Его милостью. Ведь санкиртана-лила вечна, она продолжается, и мы можем войти в нее, приняв участие в проповеднической миссии Господа. Прекрасная возможность стать учеником, участником и живым свидетелем немеркнущей, все восходящей славы Господа. Шри Кришна Чайтанья будет совершенно удовлетворен только в том единственном случае, когда по всему миру, в каждом городе и деревне, будут петь святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Да сбудутся слова пророчества!
В 24-х летнем возрасте, в расцвете молодости и сил, Шри Чайтанья принял санньясу, отреченный образ жизни. Все, кто знал удивительные черты характера и видел необычайную красоту Господа, Его лицо и тело, напоминающее цветом расплавленное золото, все умоляли Кешава Бхарати, санньяса-гуру Чайтаньи, чтобы он отказался дать инициацию. «Монашеская жизнь и полное отречение от мира, санньяса, предназначена для пожилых людей, стоящих на пороге смерти, – говорили они. – У этого же юноши еще вся жизнь впереди. Он создан для наслаждения…» Парикмахер, которого привели обрить голову Шри Чайтаньи, увидев Его прекрасные иссиня-черные, слегка вьющиеся волосы, не выдержал и разрыдался. Он бросил бритву и убежал. Эту сцену, искусно описанную автором «Чайтаньи Бхагаваты», сейчас трудно себе представить. Парикмахера пришлось силой заставить срезать волосы Господа. Для этого Шри Чайтанья призвал всех, кто присутствовал, воспевать святые имена Кришны. После того, как ведический ритуал был завершен, Господь навсегда оставил этот мир иллюзии ради вечных любовных игр и развлечений Шри Шри Радхи и Кришны. Не ради легкой жизни, праздности и безделья, как часто мы можем видеть сейчас, а ради спасения мира, преданные Чайтаньи приносят свои бесценные жизни на алтарь, в жертву Его лотосным стопам*.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур как-то сказал: «В Индии есть, по меньшей мере, 60 миллионов так называемых садху, которые приняли санньясу или бабаджи-вешу, не будучи в состоянии прокормить себя и свою семью. Они сделали из этого бизнес, отдавая часть денег, собранных как пожертвование, своим родичам, используя на чувственные наслаждения. Бхактисиддханта не рекомендует превращать ашрам санньясы в доходное дело. Обязанность санньяси – это его постоянное участие в санкиртане и проповеди святого имя Господа.
После принятия санньясы, Махапрабху отправился в путешествие по южной Индии. Он обращал в вайшнавизм на своем пути каждого, кто встречался ему. Как мы видим, сознание Кришны – это не некая форма религии, которая разделяла бы людей, ограничивая их служение Господу храмом, мечетью или церковью. Сознание Кришны – это чистое сознание души, вечно связанной с Богом своим преданным любовным служением, бхакти. Отвергая все материалистические концепции жизни, основанные на сознании «я есть материальное тело, и все, что имеет к нему отношение, – «мое», Махапрабху проповедовал духовное братство, свободу и равенство всех живых существ.
нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
«Я – не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я – не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я – слуга слуги слуги лотосных стоп Шри Кришны, Повелителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он источник вечного наслаждения. Он всегда великолепен». (Падйавали, 74)
«Я» есть душа, вечный слуга Кришны. Говоря о равенстве, братстве и свободе, мы должны всегда помнить, что равенство состоит не в материальной уравниловке, а в равных возможностях стать возлюбленным Господа Кришны, Повелителя гопи. Обретя чистое сознание, человек может достичь освобождения и истинного счастья. Все живые существа наделены этим чувством, желанием и стремлением к счастью, потому что каждое существо является неотъемлемой частицей Господа.
Сделав своей резиденцией Джаганнатха Пури, Шри Чайтанья Махапрабху большую часть своей жизни провел в настроении экстатической любви к Господу Джаганнатхе. Своими трансцендентальными играми Он привлек внимание всех живых существ во вселенной. Он обратил в вайшнавизм тысячи и тысячи простых людей и ученых, видных государственных деятелей своего времени и бизнесменов. Его учениками и последователями стали: Сарвабхаума Бхаттачарья (великий ведантист, признанный авторитет среди философов), царь Ориссы Махараджа Пратапарудра, а так же Шрила Рупа и Санатана Госвами, которые в своей мирской жизни были министрами в правительстве Бенгалии. Последовав за Господом Чайтаньей, они сформулировали в своих книгах все основные положения науки преданности и любви к Богу. Говоря о каждой из них, нам пришлось бы прожить еще не одну долгую жизнь.
С 31 до 48 лет, до времени своего ухода, Махапрабху жил в доме Каши Мишры. Сварупа Дамодара был личным Его секретарем, а Рамананда Рай – поверенным в наиболее интимные темы при обсуждении отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Парамананда Пури был советником в вопросах религии. В этот период жизни Махапрабху окружали вайшнавы высочайшего уровня, отличавшиеся от обычных людей не только образованностью, но и своей духовной реализацией. По сути дела, они были вечными спутниками Господа в Его играх во Вриндаване. Если Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, то кто же Его спутники? Гопи, пастушки Вриндаваны.
Игры Господа Чайтаньи в Навадвипа-дхаме неотличны от игр Господа Кришны во Вриндаване. Они привлекают внимание великих мудрецов и полубогов, таких, как Шива и Брахма, которые считают за честь воплотиться в человеческой форме жизни, чтобы участвовать в санкиртана-лиле и помогать чистым преданным Господа.
Последние годы жизни Махапрабху спал очень мало. Его ум и чувства были полностью поглощены служением Шри Шри Радхе-Кришне. Он пел и танцевал, проявляя ранее невиданные признаки экстатической любви, которую испытывает Шримати Радхарани в разлуке с Кришной. Эти признаки не свойственны обычным живым существам, обусловленным душам. Они даже не проявляются и у очень возвышенных преданных, таких, как Шива и Брахма. Эти состояния присущи только жителям Голоки Вриндаваны, гопи Шри Кришны.
Чтобы попасть в мир высшей реальности, экстраординарных способностей человека и его рационального мышления не достаточно. Сфера трансцендентного находится вне опыта и восприятия материальных чувств и ума. Поэтому только откровение свыше может стать методом истинного, духовного понимания. Оно представлено ведическими писаниями, которые служат нам неиссякаемым источником трансцендентного знания.
1) Бог – один.
2) Бог обладает безграничным могуществом.
3) Бог – океан расы, источник безграничного наслаждения.
4) Душа – неотъемлемая частица Бога.
5) Некоторые души захвачены в плен материальной энергией и обусловлены законами материальной природы.
6) Некоторые души свободны.
7) Все духовное и материальное исходит из Верховной личности Бога, Шри Кришны. Он – высшее проявление Абсолютной истины.
8) Бхакти – преданное любовное служение Кришне – единственный способ достижения духовного бытия.
9) Кришна-према, любовь к Господу Кришне, – вот конечная цель нашего духовного поиска.
Далее мы кратко изложим основы учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Абсолютная истина познается в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван. Она познается имперсонально, как безличный Брахман, локализовано, как Параматма (Сверхдуша), пребывающая внутри всего, и как личность – Бхагаван или Бог, который обладает полнотой всех энергий, являясь источником всего сущего и прямой и косвенной причиной всех причин. Все трансцендентальные формы Бога заключены в изначальном всепривлекающем образе Шри Кришны. Когда человек освобождается от телесных, материальных представлений о жизни, он сразу же сбрасывает оковы иллюзорного существования и безвозвратно, полностью, вручает себя Господу, милостью которого он входит в царство Его трансцендентальных игр и развлечений.
Энергии Кришны не имеют ни начала, ни конца. Хотя в материальном мире все может быть измерено и выражено в тех или иных единицах, но Господь и Его энергии неизмеримы и непостижимы. Шри Чайтанья учит философии ачинтья-бхедабхеда-таттва, непостижимому одновременному единству и различию, свойственному Абсолюту. Кроме этого, Он объясняет трансцендентальные расы, которые проявляются по мере уменьшения привязанности к материальной жизни и чувственным наслаждениям. Шри Чайтанья учит чистому преданному служению, шуддха-бхакти, которое является сутью и конечной целью любой духовной практики. Благочестивая деятельность, развитие знания и занятия йогой не могут сами стать причиной возникновения бхакти, хотя и способствуют очищению сознания. Карма (плодотворная деятельность), обретение знания и мистические совершенства находятся в прямой зависимости от бхакти. Само же бхакти свободно от кармы, гьяны и результатов занятий йогой. Семя чистого преданного служения человек получает от чистого бхакты, совершенно преданного Господу. Это является результатом сильного желания и выражается в шраддхе, вере.
Философские дискуссии бесплодны, потому что Веды могут утверждать, что джива отлична от Господа, и в то же время могут доказывать обратное, что она идентична Ему. Шри Чайтанья в своей концепции ачинтья-бхедабхеда-таттва соединил оба эти понятия, представив одновременно качественное единство живого существа и количественное различие с Господом. Хотя Бог и душа имеют одни и те же качества, но Бог обладает всей их совокупностью в полной мере, а душа только незначительной частью. Кришна – целое, а джива – незначительная частица этого целого. Другими словами Бог – источник, а душа – Его энергия.
Ведическая литература описывает душу как вечную, обладающую знанием и блаженством – духовную по природе. В материальном мире она проявляет себя в форме сознания через деятельность материального тела. В «Мундака Упанишад» приводятся ее характеристики и описание. Так, говорится, что «душа размерами равна атому, и ее можно постичь с помощью совершенного разума. Эта бесконечно малая частица плавает в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, удана, самана). Она пребывает в сердце и распространяет свое влияние по всему телу живого существа. Когда душа очищается от пяти воздушных потоков, проявляется ее духовное влияние». Размер души указывается и в «Шветашватара Упанишад». Она величиной в 1/10 000 кончика волоса.
Все души одинаковы по качествам: сат-чит-ананда – вечные, исполненные знания и блаженства, нет высших и низших, хотя обусловлены бывают по-разному. В разных формах жизни (животных, людей, полубогов и т.д.) они проявляют свое сознание разным образом, в зависимости от их обусловленности. В «Бхагавад-гите» жизнь растений сравнивается с эмбрионом, покрытым чревом, жизнь животных – с зеркалом, покрытым пылью, а человеческая жизнь – с огнем, покрытым дымом. Воплотившись в теле человека, душа получает шанс познать себя и восстановить свою вечную связь с Кришной. Если в материальном мире все души считаются вечно обусловленными, то в духовном – вечно освобожденными. Занимая пограничное положение, джива (атма), душа, иногда занята преданным служением Кришне, а иногда занята служением майе, т.е. энергии Кришны. И бхакти, преданное служение Господу, помогает душе обрести освобождение. Бхакти бывает трех видов: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Из них садхана-бхакти – двух типов: вайдхи и рагануга. Первый тип предполагает следование регулирующим принципам, а второй – спонтанное служение, движимое любовным влечением. Обе, та и другая садхана-бхакти, включают в себя девять процессов:
1). Слушание о Кришне.
2). Воспевание имен и славы Господа.
3). Памятование о Господе.
4). Служение лотосным стопам Господа.
5). Вознесение молитв
6). Поклонение Господу в храме.
7). Служение.
8). Развитие дружеских отношений с Господом.
9). Полная преданность и зависимость от Господа.
Слушание и воспевание святого имени Господа (шраванам-киртанам) из всех девяти методов развития бхакти считается для современных людей наилучшим.
Они могут прекрасно сочетаться со всеми другими процессами бхакти, так, например, арчана, т.е. поклонение Господу в храме, с киртаной. Но даже одного слушания и повторения достаточно, чтобы обрести любовь к Кришне. Шри Чайтанья особенно выделяет совместное воспевание святого имени – санкиртану, которая является юга-дхармой, методом, специально рекомендованным писаниями для современных людей.
харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау насти ева настья ева настья ева гатир аньятха
«В этот век раздоров и лицемерия достичь освобождения возможно только воспеванием святого имени Господа Кришны. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути!» (Брихад-нарадия Пурана, 3.8.126)
Для людей, которые интересуются кармической деятельностью, всякая религия обещает наслаждение в этой жизни на земле, а после смерти – на небесах. Бога обычно почитают и служат Ему в обмен на материальные наслаждения, как бы заключив с Ним своего рода сделку. В этом – основное различие между понятиями «религия» и бхакти-йога. Безусловно, элементы бхакти-йоги присущи любой религии, но чистое бхакти – это любовное преданное служение Богу. Его характерной особенностью является то, что оно немотивированно и постоянно. Именно благодаря этому оно способно полностью удовлетворить душу. Бхакти самодостаточно и отлично от всего, что не является бхакти.
Есть люди, которые ищут освобождения путем изучения ведической философии и познания себя как души, отличной от тела. Для таких существует пять видов освобождения: 1). Саюджа-мукти – слияние с имперсональным брахманом. 2). Салокья-мукти – жизнь на одной планете с Господом. 3). Сарупья-мукти – иметь тело, как у Господа. 4). Саршти-мукти – располагать богатством Господа. 5). Самипья-мукти – лично общаться с Господом. Для чистого бхакти любой вид освобождения считается промежуточной стадией. Стремление к освобождению вредит развитию любви к Шри Кришне. Потому что, как привязанность к деятельности, так и стремление к освобождению продиктованы эгоистическим желанием человека насладиться ее результатами. Шри Чайтанья Махапрабху советует избегать того и другого, во всем полагаясь только на милость Господа. Если Кришна пожелает, Он даст освобождение, если нет – преданный готов пойти куда угодно ради того, чтобы доставить удовольствие Кришне. Таким образом, целью преданного любовного служения неизменно является према – любовь к Кришне.
Когда человек развивает привязанность к служению Богу, это называется рати. Когда он усерден в исполнении любовного служения, это называется прити. В свою очередь, когда человек не может и не хочет слушать ни о чем другом, только о Кришне, и когда он считает: Кришна мой, я – для Кришны, это становится премой. Таким образом, следуя выше описанному процессу, сердце преданного постепенно размягчается и становится подобно нектару.
Мирская жизнь и отношения между людьми, не практикующими бхакти, представляют собой извращенное отражение духовной жизни. Чистая раса или трансцендентальный вкус любви деградирует под влиянием майи, материальной иллюзии. Поэтому обсуждение возвышенных тем, доступных пониманию чистых бхакт, не имеют практической ценности и значения для большинства людей, слишком привязанных к удовлетворению тела и ума. Сначала необходимо научиться четко видеть различие между духом и материей, после чего приниматься за их обсуждение. В противном случае, неизбежны заблуждения.
Бхакти предполагает очищение сердца. До тех пор, пока ум человека будут смущать материальные соблазны, ему невозможно достичь духовной платформы.
Ошибка западных философов заключается в том, что они не могут отличить ум от эго, а эго (аханкару) от истинного «я» – души (дживы, атмы). Поэтому для начинающих преданных Шри Чайтанья рекомендовал общение с теми, кто более продвинут, чем они сами, обсуждая в их кругу «Шримад Бхагаватам», слушая и воспевая святое имя Господа Кришны вместе с ними.
Подобно тому, как жизнь происходит от жизни, так и бхакти возникает от соприкосновения с бхакти. Ни один способ познания не пригоден для постижения Абсолютной истины. Только любовное служение, которое достигается сильным желанием, способно приблизить нас к Кришне. Искренне желая стать преданным Господа, необходимо отбросить все религиозные предрассудки, философские спекуляции, не говоря уже о кармической деятельности. Это единственный путь к цели. Страстное желание питает веру человека, как вода питает цветок лотоса. Нитьянанда Прабху говорит, что на рынке святого имени единственной платой является вера, шраддха. Мы можем получить бесценный дар святого имени эквивалентно нашей вере. Имя Господа неотлично от Самого Господа, но обрести его можно соразмерно нашей вере. Святое имя раскрывает себя полностью только искренне ищущему его бхакте.
Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал сознание Бога, отвергая всякое сектантство и идолопоклонство. Бог един, без второго. Никто не равен Богу – вот девиз Махапрабху. При этом Господь не забывал учить нравственности, которая – неизменный спутник духовного прогресса. Если нравственные качества не проявляются в характере бхакты, то можно усомниться в его искренности.
По словам Шрилы Бхактивиноды Тхакура, мышление всех людей можно разделить на четыре категории: атеистическое, пантеистическое, агностическое и теистическое. Из них Шри Чайтанья отрицал первые три как враждебные Абсолютной истине. При наличии многих точек зрения и во всех без исключения случаях всегда должна быть утверждена теистическая точка. Без этого человек не сможет реализовать истину как Верховную личность Бога, Шри Кришну, который представляет Собой наивысший пик в ее постижении.
Исключив всякое разделение людей на основании телесных обозначений и материалистических предствалений о жизни, Шри Чайтанья учил чистому теизму на платформе самопознания: ахам брахмасми – я есть душа. Это вечная религия, санатана дхарма. Она не является достоянием какой-то секты. Шри Чайтанья Махапрабху призывает все обусловленные души присоединиться к его Движению Санкиртаны, оставив пустые разговоры на темы добра и зла. Ученый и школьник, богатый и бедный, умный и глупый, мужчина и женщина – все могут принять участие в воспевании святого имени Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и так вернуться назад домой к Богу.
В заключение, к сказанному добавим, что Шри Чайтанья – Сам Всевышний Господь, поэтому не стоит думать о Нем, как об обычном живом существе. Такое умонастроение греховно. В настоящее время существует много людей, которые называют себя воплощением Бога, поражая мир чудесами и знамениями. Но глупо принимать, кого бы то ни было, за Бога, если о нем не сказано в Ведических писаниях. Истинное воплощение Бога, как правило, никогда не заявляет о себе как о Верховном, дабы не смущать умы невинных, простых людей и не давать повода лжепророкам. Сам Чайтанья был очень строг в самооценке и никому не позволял его называть Богом. Когда кто-то от избытка чувств обращался к нему, называя его Кришной, он уклонялся и затыкал уши. Шри Чайтанья никому не позволял называть себя Богом. Среди людей он играл роль смиренного слуги Бога, при этом, разжигая в их сердцах невиданный ранее экстаз любви к Богу. Так, проповедуя от Его имени, ходя от двери к двери, мы смиренно призываем людей всего мира повторять святые имена Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В век Кали разумные люди будут поклоняться Шри Чайтанье как Самому Господу Кришне, совершая санкиртана-ягью (Ш.Б., 11.5.32):
кришна варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайар йаджанти хи су-медхасах