НИТЬЯНАНДА ТРАЙОДАШИ
02.02.2023
Господь Баларама, Он же Ананта-Шеша, под именем Шрилы Нитьянанды Прабху явился в 1474 году в Радхадеше (Западная Бенгалия)... Так начинается глава 7 книги "Према-аватара, жизнеописание Шри Чайтаньи" https://sankirtana.org/prema-avatara-zhizneopisanie-shri-chajtani под названием "Игры Господа Нитьянанды".
Шри Нитьянанда Рама появился в Радха-деше, в деревне Экачакра (Западная Бенгалия). В детстве Он играл в те же игры, что и Кришна со своими друзьями. Он развлекался и учил этому друзей. Соответственно он менял одежды точно так же как Кришна в своих трансцендентальных играх в Гокуле. Он распределял роли различных демонов своим друзьям и затем как Кришна, шутя, убивал их. Все мальчики в Экачаке любили Нитьянанду, были без ума от его забав, и не хотели с ним расставаться даже на секунду. Их родители никогда не запрещали им встречаться с Нитаем… Напротив, они даже поощряли их, украшая и наряжая соответственно роли.
Хадайи Пандит и Падмавати, родители Нитьянанды, были очень привязаны к своему сыну. Но, несмотря на их любовь, едва ему минуло 12 лет, он оставил дом и, приняв санньясу, отправился на поиски Кришны. Узнав об этом, отец лишился чувств. Он упал без сознания на землю, как мертвый, а его жена на глазах высохла.
Деревенские жители, услышав эту новость помертвели. А что говорить о друзьях… Они погрузились в погрузились в траур как по мертвому.
Люди собрались в доме Нитьянанды, пытаясь оживить отца и мать. Но придя в сознание они никого не узнавали и просто плакали навзрыд, и кричали: «Нитьянанда!!!» Их слезы могли растопить даже камень.
Три месяца прошло, но Хадайи и Падмавати не прикасались к пище. Похоже было, что они сошли с ума. Жители Экачакры приносили им еду и ухаживали за ними, но попытки вернуть их к жизни только увеличивали их страдания.
Хадай звал своего сына, чтобы он пришел, сел ему на колени: «Я так долго не видел тебя…» В другое раз он приглашал его пойти с ним на озеро для омовения… погулять в поле, посмотреть подрос ли рис…
Иногда он звал Нитайи на базар, чтобы купить ему игрушек, новую одежду. Иногда он звал принять прасад. «Мать ждет, сынок, — говорил он, — иди кушать».
Порой он обращался к Падмавати, что бы та позвала Нитайи, когда было поздно и время было спать.
Так день за днем до самой смерти. После смерти родителей друзья Нитьянанды оставили это место и навсегда ушли из Экачакры. Не говоря ни слова жители сами собой разбрелись кто куда, и Экачакра стала нежилым, запущенным местом пока полностью не развалилась.
Пока Нитьянанда не встретил Шри Чайтанью, он не был удовлетворен. Это было похоже точь-в-точь на странствования Господа Баларамы в Двапара-юге. Еще двенадцать лет Нитьянанда провел, посетив все святые места паломничества.
Неописуемая красота Нитьянанды была неописуемо привлекательной. Она пленяла любого, кто видел его. Его экстатическая любовь к Кришне была столь велика и ее проявления были столь замечательными, что где бы он не появлялся вокруг него тут же собирались толпы людей. Нитьянанда Рама наводнил премой, проливая свою милость на каждого.
Инициацию он принял от Лакшми-пати, гуру Мадхавендра Пури. Вскоре после этого в Южной Индии он встретил самого Мадхавендру и провел с ним несколько дней, полностью окунувшись в Кришна-расу. Вернувшись во Враджа-мандылу, Нитьяннада в настроении мальчиков пастушков принял участие в лилах Господа.
Сладость Нитьянанды немедленно привлекала любого, кто просто даже случайно бросал взгляд в его сторону. Без постоянного места жительства с чувством великой радости Нитьянанда Прабху путешествовал по всему Враджу.
Недалеко от Ямуны под баньяном в Шрингара Вата Господь Нитьянанда постиг кришна-прему. Как безумный Он катался в пыли, после, украсив себя цветами воскликнул: «Где моя жизнь и душа Кана (Кришна)?!»
После этого Он отправился в Навадвипу и привлеченный магнетизмом встретил там Махапрабху, который в это время начал движение санкиртаны, свою санкиртана-лилу, продолжающуюся по сей день.
Нитьянанда радостно достиг Надии, где в общении с Гаурахари, к нему вернулась жизнь. Он отбросил свою данду и камандалу и оказался в любовных сетях Шри Чайтаньеи Махапрабху.
Нимай представил Шачимате Нитьяннаду как ее сына, своего старшего брата, которого звали Вишварупа. Под влиянием йога-майи она действительно признала в нем некогда потерянного и вновь обретенного сына.
В великом блаженстве, обнимая Нитайа и вдыхая запах его тела, Шачи плакала. Обращаясь к Нимаю она шептала: «Прежде мой Нимай был один, а теперь у него есть Ты. О дитя! Защити Его, позаботься о Своем младшем брате».
Игры ГОСПОДА НИТЬЯНАНДЫ столь удивительны, что могли бы сравниться с играми Самого Кришны. Нитай-Гауранга неразлучны, также как Господь Баларам и Кришна.
Говорится, что Нитьянанда неотличен от Господа Санкаршаны и Вишварупа, старший брат Шри Чайтаньи, идентичен Ему. Когда Вишварупа исчез из дома, Он вошел в тело Нитьянанды-Авадхута и, таким образом, считается, что Господь Нитьянанда — инкарнация Ананта Шеши, который трансформировал Свое тело и стал для Верховной личности Господа Кришны (Вишну) Его гирляндой цветов, браслетами и другими украшениями. Распространив Себя как лила-шакти, Господь Шеша постиг все тонкости во всех подробностях наиболее сокровенные игры Господа Кришны.
Иногда Нитьянанду называют Авадхутой, что значит: «тот, кто вне всех принципов религии». Вполне логично, Всевышний Господь является Отцом всех религий, служение Ему — высший их принцип, но Сам Он вне какой-либо религиозности, благочестия или порока. Его положение всегда трансцендентно и не может быть познано в категориях добра и зла. Он представляет Собой высший Абсолют, который будучи причиной всех причин, Сам не имеет причины. Хотя, по сути, Он — единственный предмет для философских дискуссий, однако, Он не постижим для философов-эмпириков, чьи спекулятивные знания ограничены возможностями их интеллекта, материальных чувств и ума.
Однажды, в настроении Господа Аннаты Шеши, Нитьянанда Прабху прыгнул в воды Ганги, в период ее разлива в сезон дождей. В это время Ганга буквально кишела крокодилами, но, Господь чувствовал себя как дома в своей стихии. Он плавал и плескался по мере того как вода постоянно прибывала. Преданные на берегу затаили дыхание от страха. В это время благодаря экстатической любви к Кришне, Нитьянанда вошел в транс и находился нем в бессознательном состоянии 3-4 дня. Это только один случай из множества других.
Когда Нитьянанда жил в доме своего отца, он часто разыгрывал с другими детьми сцены из Рамаяны. Он учил своих сверстников играм Господа Рамачандры, в точности предавая реплики как они были описаны Вальмики Муни.
Под впечатлением Рама-лилы, забыв о себе, он изображал Лакшмана. «Я буду Раваной, царем демонов, — сказал один мальчик. — Я буду метать в тебя камни своим оружием шакти-шила. Если ты Лакшман, попробуй увернись». С этими словами он бросал в Нитайи цветы лотоса, в результате чего, войдя в роль, Нитай падал на спину и терял сознание.
Все попытки воскресить его были напрасными. Он лежал неподвижно, бездыханно. Тогда Его друзья обступали и, склонив головы, начинали выражать свою неподдельную скорбь. Примчавшись на место происшествия и увидев тело своего сына безжизненным отец и мать падали в обморок. Все, кто присутствовал при этом были просто поражены, лишившись дара речи.
Позже, обсуждая этот случай, мальчики делились впечатлениями рассказывая всем: «Я думал, что причиной того, что Нимай потерял сознание было то, что прежде он исполнял роль Царя Дашарадхи, который страшно страдал и в конце умер, услышав весть об изгнании в лес Господа Рамы. Нимай просто добросовестно играл свою роль и если бы Хануман дал ему лекарство, то он снова бы ожил».
На самом деле, Нимай инструктировал своих друзей перед началом пьесы. Если я потеряю сознание и упаду замертво, то, окружив меня, лейте слезы. Спустя момент пошлите за Хануманом. Когда он принесет лекарство и закапает Мне в нос, ко мне снова вернется жизнь. Господь упал без сознания просто потому, что такова участь Лакшмана… Но, когда Нитьянанда на самом деле потерял сознание у них вылетело из головы, все, что говорил он перед началом. Они были столь под впечатлением происходящего, что забыли инструкции Нитаи и начали кричать: «Наш дорогой брат вставай!» повторяя одно и тоже многократно, пока кто-то из собравшихся не посоветовал им пригласит Ханумана. Решение проблемы было найдено верно. Мальчик одетый Хануманом бежал в сад и находил там лекарственное растение.
По воле Господа Нитьянанды Его молодые друзья играли свои роли так совершенно, что вся собравшаяся толпа зрителей приходила в конце в невообразимый восторг. После того как лекарство было предложено Господу, Он вставал и, подойдя к своим родителям, успокаивал их. Хадайи Пандит, отец Нитьянанды, горячо обнимал сына и сердца всех присутствующих, глядя на эту сцену наполнялись восторгом и любовью.
Каждый считал для себя долгом подойти и поздравить Нимаи, говоря: «Дорогой мой, где ты так искусно научился играть эту роль?» «Это Мои трансцендентальные игры» — отвечал Он. Господь Нитьянанда был на редкость обаятельным ребенком. Все, кто знал Его были в восторге. Жители Радха-деша любили Его больше, чем своих собственных детей. Но никому не приходило в голову, что Он мог бы быть Самим Господом. В Его присутствии каждый был введен в заблуждение его иллюзорной энергией, потенцией Господа Вишну.
Как описывается в «Чайтанье Бхагавате» Господь Нитьянанда был всегда в неповторим в своей собственной манере. Он был просто очарован Господом Кришной, участие в играх которого, было для Него единственным источником наслаждения. Друзья Нимай всегда сопровождали своего Господа, непрерывно наслаждаясь сладостью Его компании.
Как мы уже упоминали выше, до того как Шри Чайтанья стал проявлять свою уникальную преданность, Нитьянанда совершал паломничество. Он вернулся в то время, когда Гаурасундара начал свое движение санкиртаны.
Он инкогнито прибыл в Майапур и спрятался в доме Нанданасарьи. Господь Чайтанья сразу же догадался о его присутствии и послал за ним Харидаса Тхакура и Шривасу Пандита. Обнаружить его было не просто. Потратив немало времени преданные вернулись ни с чем. Тогда Сам Господь Чайтанья повел их прямо к дому Нанданачарья.
Встреча была неописуемо прекрасной. После продолжительного излияния чувств и трансцендентальных эмоций любви до самозабвения, Господь Чайтанья сказал:
«Нитьянанда, Я думаю, что Ты должно быть Сама духовная энергия, воплощенная Кришна-према. Любой, кто бы не поклонялся Тебе, несомненно, обретет ее богатство. Но всякий, кто станет критиковать Тебя и Твои игры, уничтожит все результаты своей благочестивой и преданной жизни».
Господь Чайтанья очень высоко ценил преданность Господа Нитьяннады, который служил ему как друг, как Его зонт, постель или средство передвижения. Нитьянанда один выполнял самое разнообразное служение. Он служил Шри Чайтанье согласно своего собственного сладостного желания. Но другие могли приблизиться к Господу только по милости Нитьянанды.
Слава Нитьянанды безгранична. Кто полностью мог бы описать ее? Нитьянанда — объект любви Чайтаньи. Он мой возлюбленный учитель и Он же в моем сердце. По Его милости мы развиваем привязанность к Шри Чайтанье.
Человек, желающий пересечь океан невежества и погрузиться в нектар любви к Господу, непременно должен найти прибежище у лотосных стоп НИТАЙЧАНДРЫ!
Оставаясь вечным слугой Шри Чайтаньи, Нитьянанда сыграл со своим Господом множество удивительных игр в Навадвипе. Из Его экстатической любви к Кришне произошло множество удивительных поступков, и экстраординарных деяний. С преданными, который встречал на своем пути, он говорил всегда очень сладостно (трудно найти в русском языке более подходящее слово). В великом восторге Нитьянанда часто смеялся, пел и танцевал, но иногда, бывало, Он поражал всех Своим громким хохотом. Это возникало в приливе спонтанно возникшего экстатического чувства.
Однажды, сбросив одежду Нитьянанда предстал обнаженным перед Шри Чайтаньей. Танцуя Он выкрикивал: «Нимай Пандит — Мой повелитель и Господь вселенной! Позабавившись подобным зрелищем, Чайтанья, немедленно набросил одежду на тело Авадхуты. Улыбаясь Он умастил тело Нитьянанды благовониями и украсил его гирляндой цветов, прославляя: «Твое имя Нитьянанда, поэтому Твоя форма и Твое поведение всегда восхитительно. О Нитай! Все что ты не делаешь, Ты вечно наслаждаешься беспрепятственно и безгранично: гуляешь ли, ешь ли…
Обычному человеку не дано оценить, понять и измерить Твои трансцендентальные возможности.
Ты всегда там, где появляется Кришна. Так же, как Кришна, Ты — Абсолютная истина. Ты, Нитьянанда, который наполняет вселенную Кришна-премой».
Здесь мы приведем описание игр Нитьянанды в доме Шривасы Пандита. Когда Он останавливался там, то для жены Шривасы, Малини, всегда играл роль ребенка. Чтобы поесть ему не нужно было протягивать даже руку — Малини, которая считала Его своим сыном кормила его своей грудью. Хотя молока у нее не должно было быть, но, когда Господь касался ее грудей, оно текло спонтанно. Девственная Малини распознавала экстатическое состояние, в котором пребывал Нитьянанда, и служила Ему, как мать служит своему сыну. Однажды, Господь переполненный чувством блаженства и радуясь, как дитя, снял с себя одежду и сделал из нее себе тюрбан. Непрерывно смеясь и шатаясь, как пьяный, он прыгал по двору. Его глаза искрились, а Его непорочное лицо излучало саму чистоту. Слезы беспричинной радости каскадом текли по его щекам. «Нитай! Нитай! Что ты делаешь? — восклицал Шри Чайтанья, любуясь бесподобно красивыми обнаженными формами Нитьяннады, — Так не подобает себя вести в доме грихастки». После чего Господь Чайтанья лично одел Господа Нитьянаду.
В другой раз Нитьянанда отмечал свою вьяса-пуджу в доме Шривасы в Майапуре. Собралось много преданных. Шри Чайтанья и Нитьянанда, переживая духовный экстаз, танцевали. Иногда Они плакали, обнимая друг друга, катались по полу или пытались поймать, коснуться друг друга за ноги. Все, кто присутствовал были под большим впечатлением: кричали, смеялись, как безумные, иногда, теряя сознание, падали.
Во время танцев Оба Господа проявляли симптомы экстаза: их тела трепетали, покрывались испариной, гусиной кожей, состояние восторга доходило до обморока. Игры Махапрабху были удивительны. Он танцевал с таким воодушевлением, что иногда Его ноги касались головы. Харибол! Харибол! — воспевайте имена Господа! — призывал Гауранатарадж.
Чтобы показать истину о Нитьянанде Шри Чайтанья принял настроение Баларамы. Вина! Вина! Принесите вина — кричал Он, как если бы был пьяным. Дай Мне плуг и палицу — обращался Он к Нитьянанде. И те преданные, которым была милость Господа, видели булаву и плуг своими собственными глазами. Ощутив в руках плуг и булав, Чайтанья стал как сумасшедший. «Варуни! Варуни!» — пронзительно кричал Он.
Сообразив в чем дело преданные тут же принесли Господу воды из Ганги. Пустив по кругу флягу с водой, Господь пригубил последним цветочное вино кадамба.
Обступив, Шри Чайтанью Преданные вознесли молитвы Господу Балараме. После чего Чайтанья явил всем собравшимся, что Нитьянанда пришел в этот мир, дать Кришна-прему всем и каждому, даже тем, кто совершал вайшнава-апарадху.
Засвидетельствовав всем это Господь Нитьянанда переполнился нектаром Кришна-премы. В один миг Он принял настроение младенца, стал танцевать, смеяться и сбрасывать с себя одежды. Этой ночью, когда преданные разошлись по домам, Нитьянанда разломал Свою данду и камандалу на мелкие кусочки и разбросал их по сторонам.
Господь НИТЬЯНАДА — гуру-таттва.
О духовном учителе человек должен всегда думать в связи с его близкими отношениями в служении Кришне. Говорится, что гуру — наиболее доверенный слуга Господа, Его внешнее проявление. Вся вайшнавская литература сходится во мнении, что гуру является либо одним из тех, кто входит круг общения Шримати Радхарани, либо непосредственно представляет Нитьянанду Прабху.
По утверждению Шрилы Бхактисиддханты, Шримати Радхарани — гуру всех, кто близок с Кришной. Она принимает служение только от души, к которой благоволит Нитьянанда. Поэтому существует незримая связь между Нитьянандой и Радхарани. Нитьянанда тестирует душу, а затем рекомендует ее Радхарани. Так, в вопросах преданного любовного служения Господу Радхарани всегда полагается на авторитет Нитьянанды. Функция определять качества гуру принадлежит Нитьянанде, служение которого выражается в почитании Им Гаурасундары. В Кришна-лиле Он идентичен Шри Балараме. Баларама — старший брат Кришны. И индивидуальная душа находится под Его контролем.
Как она контролируется это другой вопрос. Санкаршана — это божество ложного эго, которое крепко накрепко связывает обусловленную душу с материальным существованием. Таким образом, без милости гуру, Нитьянанды, Баларамы или Санкаршаны, никто не может обрести чистого преданного служения Кришне.
Нитьянанда — неограниченный источник дживы, джива представляет Его потенцию В форме сострадания Он проявляет себя как гуру для искренне ищущего Кришны.
В Гайура-лиле, т.е. в играх Господа Чайтаньи, позиция Нитьянанды Прабху более возвышенна, чем Шри Бларамы в Кришна-лиле, потому что Он распространяет Кришна-прему. Считается, что Гаура-Нитай подчиняются и Кришна, и Баларама. Когда проявляется необычайная щедрость, Баларама становится Нитьянандой.
Никто не может правильно построить свое преданное служение без милости Господа Нитьянанды. Поэтому, перво-наперво, преданный должен обрести веру в Нитьянанду, после чего обретет милость Шри Чайтаньи, а когда милость Чайтаньи проявится, он сможет рассчитывать на интимное любовное служение Шри Шри Радха-Мадхаве.
Хотя преданное служение — дается по беспричинной милости Самого Господа, но путь к нему регламентирован, так же как получение образования, ученых степеней и повышения по службе, полагаясь не столько на случай, сколько на свои старания и милость Господа. Побудительным фактором того и другого является страстное желание и вера.
Поклонение Гаурасундаре легко достижимо — только попроси. Но обретение его — бесценный дар Шри Нитьянанды. Мы говорим: «бесценный», потому что ему нет цены и потому, что самое дорогое мы получаем даром.
В духовном мире Нитьянанда представляет гуру-таттву в четырех основных расах: дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья расы. Приняв форму Ананга-манджари, младшей сестры Шри Радхи, он служит Божественной паре в их любовных развлечениях. Шри Нитьянанда богатство Вриндаваны. И без Его милости никто не может войти в Враджа-дхаму и служить Радхике-Гиридхари.
Хотя у Нитьянанды, как и Баларамы есть свои лилы и свои взаимоотношения с Его собственными преданными (в «Чайтанье бхагавате» упоминаются о раса-танцах Шри Баларамы и о гопи, которые от Него без ума), но в играх Господа Чайтаньи на них акцент не делается.
В качестве примера, наиболее яркого проявления милости Господа Нитьянанды как духовного учителя в его лилах, приведем случай с Джагаей и Мадхаей.
История известная: в предыдущем воплощении Джагая и Мадхая играли роль демонов. В Гаура- лиле они снова воплотились, на этот раз в семье брахмана. По рождению их имена были Джаганнатха и Мадхавананда, однако, за их недостойное поведение жители Навадвипы прозвали их Джагаей и Мадхайей. До того, как они повстречались с Нитьянандой Прабху и Харидасом Тхакурой, они были, без преувеличения будет сказано, бандитами с большой дороги, развратниками и насильниками. Вся округа была в страхе перед их лютым нравом. Но милостью Нитьянанды они обрели прему и стали святыми. Дух Шри Чайтаньи способен победить в человеке все порочные наклонности и враждебность, но он не может проявиться без милости Нитьянанды.
Его действия и поступки порой бывают лишены всякой, так, например, плавая в Ганге, обнимает крокодилов, встретив молодую доярку, предлагает выйти за него замуж, увидев быка, садится верхом и орет: «Махеша!», а если корову доит и пьет молоко прямо из вымени. Харидаса Тхакур, который был свидетелем подобных поступков Нитьянанды, заявляет: мы, подвергаясь постоянно опасности, но были спасены от смерти, только милостью Нитьянанды.
Слушая о похождениях Нитьянанды Адвайта Ачарий говорил: «В этом нет ничего особенного. Пьяница всегда найдет себе пару. У Нитьянанды постоянный запой. Он пьет любовь к Богу. Ему нужен подобный. Говорят, с кем поведешься, того и наберешься. Нитьянанда способен напоить любого; любого сделать пьяным от любви к Богу».
Когда счастливая душа получает милость Шри Нитьянанды, у нее пропадают все материальные желания. После чего она становится допущена в Гаура-лилу. Когда же она входит в игры Гауранги, она обретает Кришна-прему.
Нитьянанда всегда воспевает имена Господа Гауранги. При этом у него ручьями текут слезы. Он наводняет бесконечный океан санкиртаны, танцуя со своими последователями. Он очень добр ко всем беспомощным и лишенным всякой поддержки падшим душам.
Тело Нитьянанды мягко как фигурка, сделанная из крема. На Нем голубое дхоти и тюрбан. Он высок и выглядит как авадхута. В Его левом ухе висит серьга. Имя Кришна на Его языке днем и ночью. Время от времени Он смеется. Его сияющее лицо побеждает миллионы лун, Его улыбка дает жизнь всем мирам, Его губы, изящные по форме, соблазнительны. Великолепие Его зубов побеждает перлы. Его сверкающие глаза красны и огромны. Он очень силен и Его руки висят до колен. Он прохаживается мягкой грациозной походкой. Он говорит приятные и добрые слова каждому. Все, кто слушают Его слова немедленно освобождаются от всех грехов его прошлой кармы.
«Позволь нам помнить светлое, улыбающееся лицо Шри Нитьянанды, чье прекрасное движение надсмехается над походкой слона. Чья одежда похожа на гроздь голубых лотосов и излучение его тела роскошней полной, восходящей луны. Его глаза, насыщенны премой, разбивают гордость неугомонных кханджана».
Что можно добавить к описанию Нитьянанды, которое содержится во множестве источников вайшнавской поэзии, принадлежащей перу ачарий Гаудия-сампрадайи?
Точно так же, как Господь Кришна появился в этот мир в сопровождении Своих преданных, так и Шри Чайтанья Махапрабху пришел вместе со Своими. Среди обычных людей Он и Его спутники получили название Панча-таттвы. Если Кришна — причина всех причин, одновременно един со Своим творением и отличен от него, подобным же образом. Панча-татва, которая представляет Господа Чайтанью, едина и различна с Ним.
Шрила Сварупа Дамодара описал Панча-таттву следующим образом: Господь Чайтанья Махапрабху — бхакта-рупа, форма преданного; Господь Нитьянанада — бхакта-сварупа, личная экспансия Господа; Адвайта-ачарий — бхакта-аватара, инкарнация преданности, он неотличен от Садашивы; Гададхара Пандит — бхакта-шакти, энергия преданности, или источник силы преданного, лучший из дважды-рождённых; Шриваса Тхакур — бхактакхья, чистый преданный.
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхьям намами бхакта-шактикам
«Я склоняюсь перед Верховной личностью Господа Кришны, который неотличен от Своих ипостасей — преданного, воплощения Господа в образе преданного, проявления Господа в качестве преданного, чистого преданного и энергии преданности».
Ваш доброжелатель,
Мурали Мохан дас