Гаура-пурнима 2017. Лекция Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа о явлении Шри Чайтаньи Махапрабху
08.07.2020
ВВЕДЕНИЕ
Там, где Шри Чайтанья, там жизнь в отречении, в силе, славе и красоте. Истинно славен тот, кто считает себя слугой Чайтаньядевы. Шри Чайтанья — иштадева, божество, которому поклоняются преданные, воспевая святые имена. Шри Чайтанья — ачарья, который учит этому воспеванию, своим примером, начав Движение Санкиртаны.
Всякое Духовное движение поддерживается ачарьями. Когда оно становится религией, то спустившись на материальный уровень сознания теряет свою привлекательность. Придерживаясь догмата, такая религия становится прибежищем фанатичной толпы, которая присоединяется к ней из меркантильных соображений ради чувственных наслаждений, доступных даже свиньям, поедателям собственных испражнений. Истинное счастье и любовь мы можем получить только по милости Чайтаньи от того, кто является Его последователем. Только тот, кто обладает сознанием Кришны и любовью к Кришне, может дать нам сокровище кришна-премы. Таково сознание Кришны. Оно не доступно имитаторам, религиозным пропагандистам, штатным проповедникам, демогогам и шоуменам от религии.
Из всего написанного про Чайтанью, я читаю только то, что пишется своей кровью. Разумеется, это не так кровь, которая течет в жилах христианских-юродивых. Когда вы пишите кровью, вы познаете, что кровь преданных Кришны — это дух. Тот, кто обладает сознанием Кришны, видит, что все в этом мире связано с Кришной. Для человека, сознающего Кришну, материи не существует! Есть только Кришна, и поскольку Он духовен, то все с Ним связанное — духовно.
Как сказал один философ «Я ненавижу читающих и пишущих бездельников». Кто знает читателя, тот ничего не делает для читателя. Еще одно столетие читателей — и дух сам будет смердеть.
То, что каждый имеет право учиться читать и писать, портит надолго не только писание, но и мысль изреченную. Прикрываясь авторитетом, писания переписывают в угоду публике, и дух, который некогда был Божеством, становится человеком, а потом — чернью. Слова у нас до главного самого, входя в моду, ветшают как платье… Хочу сиять заставить заново самое
величественное из имен Господа.
бхаджа гауранга, кохо гауранга
лохо гаурангера нама ре
бхаджа гауранга, бхаджа гауранга
бхаджа гауранга нама ре
«Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Повторяй имя Гауранги! Прославляй Гаурангу, Воспевай имена Гауранги!».
«Кришна Чайтанья» по словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, означает «всепривлекающая жизненная сила». Эта сила наполняет каждого, делает жизнь каждого счастливой, дает каждому имя и служение Кришне.
Нарада Муни сказал: «В Кали-югу всякий, кто примет имя Гауранги, обретет милость Кришны и в конце жизни достигнет Вриндаваны. Тот, кто поклоняется Кришне, не принимая имени Гауранги, должен будет ждать очень долгое время, чтобы приблизиться к Кришне. Для повторения имени Гауранги не существует оскорблений, поэтому приняв у Него прибежище, человек быстро достигнет цели (Кришны)».
В «Навадвипа-дхама-махатмье» говорится, что Господь Шива поселился со своей женой в Хари Хара Кшетре. Здесь он постоянно танцует и повторяет имя Гауранги. Он умоляет своих последователей принять Кришна-бхакти, обещая им, что в момент смерти преданный будет освобожден, Шива сам произнесет имя Гауранги ему на ухо.
Святое имя Гауранги обладает исключительным могуществом. Все другие имена Вишну-таттвы, не говоря уже о именах полубогов и полубогинь, сочетаются с Ним, а по сути — содержатся в Нем.
Однажды, Шри Чайтанья и Джагананда Пандит гуляли по берегу Ганги. Вдруг они увидели попугая, сидящего на цветущем дереве бакулы. Поймав его, Нимай сказал: «Эй, Шука! Сын Вьясы, доставь нам удовольствие, прославь Шри Радху-Мадхаву!» Вместо этого попугай трижды восторженно прокричал: «Гаура! Гаура! Гаура!» Притворившись рассерженным, Нимай отпустил попугая. Попугай полетел, выкрикивая Его имена. «Почему ты не прославляешь Шри Радху и Шри Кришну?» — настаивал Нимай. Попугай ответил: «Вриндавана сейчас преобразилась в Навадвипу, и я вижу Шри Радху и Шри Кришну в форме Гаурахари. Я, попугай, живу в этом лесу, спасаясь воспеванием святого имени Гауры. Ты — мой Шри Кришна, а Гададхара — моя Шримати Радхарани».
Сарвабхаума Баттачария, прославляя Господа Чайтанью, сложил прекрасные стихи, в которых он перечисляет 108 имен Господа.
намаскритья правакшьями, дева-девам джагад-гурум
намнам-аштоттара-шатам, чайтаньясья махатманах
«О великая душа! Предложив свои почтительные поклоны Господу всех Господ, духовному учителю всей вселенной, я буду прославлять 108 имен Господа Чайтаньи».
Отец, Шри Чайтаньи, Джаганнатха Мишра назвал своего божественного сына Вишвамбхара — тот, кто поддерживает вселенную. Мать, Шачи Деви, называла Его Нимай, потому что он родился под деревом нима. Имя Гауранга Он получил вместе со священной нитью брахмана. В школе его называли Нимай Пандит, отмечая таким образом его исключительную ученость; преданные обращались к Чайтанье по имени Гаура или Шри Гауранга, эпитет, который сравнивает его с расплавленным золотом. Последнее имя Шри Кришна Чайтанья ему дали потому, что Он был способен пробудить сознания Кришны в сердце любого, кого встречал.
В «Шри Чайтанье-чандрамрите» сказано, что Верховная личность Господа, исполнен всех достоинств и поэтому способен привлечь любого. Такова Его экстраординарная природа. Он полон блаженства. Он — безбрежный океан расы. Он способен сделать богатым каждого, раздавая бесценный дар любви к Кришне. Все перечисленные качества указывали на то, что Шри Гауранга — Сам Господь Кришна, Абсолютная причина всех причин. Шрила Рупа Госвами назвал Его маха-ваданьяя аватарой, наиболее милостивым воплощением.
После того, как Шри Чайтанья явил миру свои трансцендентальные игры, Нитьянанда Прабху описал истинную природу Его появления. Проповедуя и распространяя милость Господа, он, воздев руки к небу, призывал падшие души Кали-юги: «Оставьте лицемерие и примите чистую экстатическую любовь Шри Гауранги! Оставьте бесполезный путь кармы и гьяны, цель которого только физический и ментальный комфорт. Я дам вам неограниченное наслаждение, блаженство, счастье без расплаты, без боли и сожалений. Воспевайте имена Гауранги и танцуйте. Счастье, которое я вам принес, не имеет равных. Оно — вечное, всевозрастающее, чистое и всегда позитивное, без иллюзий!»
Описание этого приводится Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в его «Навадвипа-дхама-махатмье». Здесь мы сделаем небольшую выдержку из нее, пересказав близко к тексту.
Пусть Господь Чайтанья, воплощение Шримати Радхарани и Шри Кришны, Господь, в теле которого проявляются все признаки экстатической любви, выросшие подобно роскошному золотому лотосу, Господь, преданные которого как улыбающиеся львы дают сладость всей сладости, защитит Нас!
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорит: «Кришна — источник любви к Самому Себе, есть Шри Чайтанья»
В истории нет прецедента. Неограниченно распространяя нектар божественной любви богатым и бедным, молодым и старым, сильным и слабым, независимо от касты и религии, движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху одновременно собирает сотни и тысячи человек. Его любовь распространяется даже на врагов и грешников, которые становятся на глазах друзьями и праведниками.
Он вовлекает всех царей и жителей джунглей, заставляя даже животных танцевать, пробуждая в их сердцах божественную любовь.
Неслучайно иногда Шри Чайтанью называют «Према-аваторой».
Он — сваям рупа бхагаван — изначальная форма Верховного Господа, которая включает в себя все другие формы Бога. Так разным личностям, его совремнникам, Он явил Себя в различных формах. Шривасе Пандиту он предстал в форме Вишну., Мурари Гуппе — в форме Варахи и Рамы, Шачимате и Шридхаре Кхолавеча в форме Кришны. Для преданных Шивы — в форме Рудры. Шри Гауранга показал вселенскую форму (вишварупу) Адвайте Ачарью, Сад-бхуджу, шестирукую форму Шри Рамы — Шри Кришны и Шри Чайтаньи, — Сарвабхауме Бхаттачарии и Царю Пратапарудре.
Он вдохновляет всех на распространение санкиртаны*, являясь основоположником юга-дхармы. В «Сатвата-тантре» говорится: «В прославлении Господа не существует ограничений (ни местом, ни временем). Само по себе прославление Господа Хари — высший религиозный принцип, религия для Кали-юги. Люди, жившие в другие века (в предшествующие три юги) прославляют Кали-югу. Просто воспевая Харе Кришна маха-мантру человек легко достигает своего наивысшего предназначения».
Кто пишет кровью, тот заслуживает, чтобы его читали, а не заучивали наизусть как талмудистов. Читайте сердцем, а не губами.
«В горах кратчайший путь — с вершины на вершину; но для этого надо иметь длинные ноги».
Жизнь Чайтаньи — это вершина трансцендентального знания.
Воздух разреженный и чистый, опасность близкая, а дух, полный радости — вне злобы. — все это для Кришны — одно к другому идет хорошо!
Я хочу, чтобы вокруг меня были спутники Господа, ибо мужествен я.
Мужество гонит призраки, мужество хочет смеяться.
Я не чувствую больше вместе с вами: эта авраамическая чернота и тяжесть, над которой я смеюсь.
Дух свободен и гуляет, где хочет и человек, родившийся от духа, сам становится духом способным одухотворить весь мир.
«Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А я смотрю вниз, ибо я поднялся.Я смотрю вниз». Я проповедую тем, кто из вас может смеяться и быть высоко? Кто поднимается на высочайшие горы познания, тот смеется над всякой трагедией и сценой жизни.
Беззаботными, насмешливыми, сильными — такими хочет видеть вас Чайтанья.
Вы говорите мне: «жизнь тяжело нести». Но к чему была бы вам ваша гордость поутру и ваша покорность вечером?
«Жизнь тяжело нести; но не притворяйтесь же такими нежными! Мы все прекрасные вьючные ослы и ослицы.
Что у нас общего с розовой почкой, которая дрожит, ибо капля росы лежит у нее на теле?
Правда, мы любим жизнь, но не потому, что к жизни, а потому, что к любви мы привыкли».
В любви всегда есть немного безумия. Безумию от любви к Кришне — этому учит Чайтанья.
Но в этой безумной любви к Господу всегда есть львиная доля разума. Это то, что мы называем сознанием Кришны.
«Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать — пишет Ницше, — и когда я увидел Его, я нашел радость и обрел жизнь вечную. Вот мой Бог, вот моя безумная любовь к Нему».
Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить демона невежества, который играет роль знания. Шрила Прабхупада говорил: «С помощью логики и аргументов мы должны убить невежество ученых, иначе они весь мир введут в заблуждение!» — Это стало моим слоганом.
Узнав о Чайтаньи деве, я научился ходить; с тех пор я позволяю себе бегать. Я научился летать; с тех пор я летаю.
Теперь я легок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собой, теперь Бог танцует во мне.
И я танцую в обществе Бога и его спутников, сам став одним из них! Этому учит Чайтанья Дев жизнь, которого мы вам представляем в нашей книге.
Мангалачарна
ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшур унмилитам ена тасмай шри-гураве намаха
Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза и рассеял тьму лучом знания. Я склоняюсь перед ним в глубоком почтении.
ванчха-кальпа тарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
Я выражаю глубокое почтение всем вайшнавам, преданным слугам Господа Кришны. Подобно древу желаний, они могут исполнить любое желание и полны сострадания к падшим душам.
ванде шри-кришна-чайтанья-нитьянанда саходитау
гаудодайе пушпавантау читрау шандау тамо-нудау
Я почтительно кланяюсь Шри Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны солнцу и луне. Одаривая Своими благословениями каждого, Они одновременно взошли на горизонте Гауды, чтобы рассеять тьму невежества.
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
В глубоком почтении я кланяюсь Шри Кришне Чайтанье, Прабху Нитьянанде, Шри Адвайте, Гададхаре, Шривасе и всем, кто следует путем преданного служения.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Примечание:
Санкиртана — это Юга-дхарма, совместное воспевание святого имени Кришны. Не следует путать это с book distribution (распространением книг).