"ШРИ БАЛАРАМА – ки джай!" Лекция Шри Шримад Мурали Мохана Махараджа, г. Минск, 19 августа 2024
18.08.2024
Кришна Сам служит Себе в форме Баладевы. Баладева – изначальный духовный учитель. По Его милости человек может получить служение Кришне.
Гурудев является представителем Кришны. Он не отличается от Баладевы (Он же и Нитьянанда Прабху), но одновременно с этим Он и отличен. Различие Гурудева и Баларамы в том, что Баларама – вишну-таттва, Он – источник, Ему все принадлежит. А Гурудев – шакти-таттва. Он - проявление Баларамы. Туласи предлагают лотосным стопам Шри Баларамы и не предлагают Гурудеву.
Кто такой Шри Баладева? Старший брат Шри Кришны, Верховной личности Бога.
ОН отличается от Кришны цветом тела, у Кришны темный, цвет грозовой тучи, и именуется свайам-пракашей, а у Баларамы – белый; Он – изначальный Нарайана, вайбхава-пракаша Говинды.
Если Кришна играет на флейте – это Его отличительная особенность, то Баладеваджи носит с собой буйволинный рожок. Он так же как и Кришна всеобъемлющий, всепроникающий, вездесущий. Понять все эти определения с помощью ограниченных возможностей разума, пользуясь мирской терминологией невозможно. Шри Баладева обладает всеми теми качествами, что и Кришна, при этом, оставаясь единым и отличным от Него. Кришна изначальная личность Бога причина всех причин, Баларама изначальный Его слуга источник всей шакти, духовной энергии. Шри Баларама – Божество сандхини шакти, представляющее вечное бытие. Он служит Кришне в пяти формах, принимая пять образов: Маха-Санкаршана, Каранадкшай, Гарбхадакшай, Кширадакшай Вишну и Шеша. В своих комментариях к «Чайтанье Чаритамрите» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:
«Балараму, который представляет первую из четырех экспансий Кришны в Двараке, называют изначальным Санкаршаной. Он – Маха-Санкаршана, вторичное проявление Нарайаны на Вайкунтхе. Он служит Кришне, приняв форму Маха-Санкаршаны в четырех других АМША АВАТАР КАЛы Каранадкшай, Гарбхадакшай, Кширодакшай Вишну и Шеша. Он участвует в играх Господа и творит материальный мир с бесчисленными вселенными. ШЕША, известный как Ананта, также служит Кришне многими способами. Так, приняв все эти формы, Баларама наслаждается нектаром служения Кришне» (Ч.Ч. Ади 5.120-124).
Ананта Шеша – аватара, преданная Кришне. Он известен не иначе как слуга Верховной личности Бога. Пытаясь описать величие Господа и прославить Его удивительные черты характера Ананта тысячами своих языков ничем не ограниченном (ни временем, ни пространством) мире, не смог отыскать им предела. Слушая "Шримад Бхагаватам" из Его уст четверо Кумар снова и снова погружались в океане трансцендентального нектара любви к Шри Кришне. Ананта Шеша принимает и форму зонта над головой Господа, и форму Его туфлей, и Его постели, и подушки, и одежды, и кресла, и Его обители, и священной нити, и Его трона. Принимая бесчисленное число форм, чтобы служить Кришне, Он называется АНАНТА – безграничный ШЕША.
Ссылаясь на комментарии Баладевы Видьябхушаты (Лагху-Бхагватамрита) Шрила Бхактисиддханата Сарасвати Тхакур пишет, что ШЕША – адхара-шакти, сила, поддерживающая Вишну, Его ложе. Этот Шеша относится к вишну-таттве. Шеша, который поддерживает планеты - шактиавеша (джива-таттва). Таким образом, он утверждает, что есть два типа ШЕШИ: один поддерживает сферу, а другой - Вишну. Санкаршана, появившись как Рама, - вторичная форма чатурвьюхи, поддерживает Самого Шешу, на котором покоится вселенная.
Кришна Сам служит Себе в форме Баладевы. Баладева – изначальный духовный учитель. По Его милости человек может получить служение Кришне.
Гурудев является представителем Кришны. Он неотличен от Баладевы. Он же и Нитьянанда Прабху. Однако он и отличен. Различие Гурудева и Баларамы в том, что Баларама – вишну-таттва, Он – источник, Ему все принадлежит. А Гурудев – шакти-таттва. Он проявление Баларамы. Туласи предлагают лотосным стопам Шри Балараме и не предлагают Гурудеву.
Без милости Баладевы никто не может приблизиться к Кришне. Без милости Нитьянанды никто не может обрести милость Чайтаньи. Милость Нитьянанды проявляется в том, что человек теряет интерес к чувственным наслаждениям.
Шри Баладева служит Кришне телом умом и речью. Точно так же, чтобы обрести милость Баладевы, человек должен служить Гурудеву телом, умом и речью.
Знание, которое мы получаем из ведических шастр и Гурудева, отлично от мирского образования. Только когда человек согласен следовать наставлениям Гуру, он получает благословение, и тогда процесс слушания и изучения писаний станет совершенным. ШРИ БАЛАДЕВА – ки джай!
ИГРЫ ГОСПОДА БАЛАРАМЫ
В 10 Песне «Шримад Бхагаватам» приводится описание игр Шри Баладевы.
Испытывая многие беды и страданья под бременем демонических существ, полубоги и мать земля обратились к Брахме. Тот, чтобы разрешить проблемы, отправился к молочному океану и стал медитировать на Вишну, вознося Ему молитвы. Когда молитвы достигли Вишну, голос с небес возвестил Брахме о том, что Сам Господь скоро воплотится в своей изначальной форме. Получив благую весть Брахма, творец вселенной, приказал полубогам вместе с их женами воплотиться в династии Яду и других благочестивых семьях, чтобы служить Верховной личности Бога.
В то время Васудева женился на Деваки и Камса правил их колесницей, совершая свадебный обряд. Деваки приходилась ему сестрой, а Васудевы был зятем. Все в царстве ликовали, празднуя это событие. Но в разгар торжества безоблачное счастье новобрачных было омрачено. Тот же голос с неба возвестил Камсе, что восьмой сын Деваки его убьет.
«Ты, Камса, - глупец! Ты не знаешь, что пригрел на своей груди змею. Ты сам своими руками роешь себе могилу. Ты празднуешь сочетание брака своей сестры, которая родит твоего убийцу. Ты примешь смерть от руки восьмого сына Деваки».
Услышав это, Камса тут же хотел убить Деваки и занес над ее головой меч. Если бы не Васудева немедленно тут же пролилась бы кровь. Сладкими речами и он уговорил Камсу не совершать насилия в этот торжественный для его день, пообещав, что он принесет восьмого ребенка Деваки к его ногам. Камса знал, что Васудева порядочный человек, который непременно сдержит свое слово.
И это было правдой. По истечению срока, когда Деваки родила сына, Васудева принес его Камсе. И испытав уважение к Васудеве, Камса вернул ему новорожденного. Я слышал, что от восьмого ребенка мне следует ждать неприятности. Возьми своего первенца и отправляйся во дворец.
Но позже Нарада Муни посоветовал Камсе убить всех детей: «Камса, ты не можешь знать, восьмой ребенок от начала или конца. Поэтому, чтобы не ошибиться убей всех» услышав это предостережение от святой личности, Камса заключил Васудеву в тюрьму вместе со своей женой, чтобы иметь полный контроль над рождаемостью их потомства. Он убил шесть детей Деваки один за другим и когда седьмым родился Баларама. Когда Деваки была беременна, по приказу Господа Йогамайя перенесла плод из ее чрева в лоно Рохини, второй жены Васудевы. Так родился Баладева как сын Рохини... получив имя Рохининанданы. И Санкаршаны. Впоследствии его назвали Рамой, поскольку он принес радость жителям Гокулы. Благодаря сверхъестественному могуществу Баларамы, он также получил имя Блабхадры.
Баларама родился в месяц Бхадра в полнолуние. Он стал старшим братом Кришны. Для того чтобы служить Ему. В играх же Рамачандры Он играл роль младшего брата Рамы (Лакшмана). Поскольку он не мог служить Господу, то в играх Кришны, Он пришел старшим. Нанда Махарадж и Яшода препоручили Гопала заботам Баларамы под его ответственность. В то время как Кришна пас коров и бродил по лесам Враджа вместе с пастушками, Баларама присматривал за Ним и всегда служил Ему.
После освобождение Своих друзей из пасти Агхасуры и убийства демона, Кришна в их компании принимал прасад на берегу Ямуны. Брахма, желая подшутить над Ним, похитил Его телят и пастушков и спрятал их в пещере горы Сумеру. Спохватившись, Кришна тут же Свое личной экспансией создал точно таких же. Вернувшись домой, никто из родителей пастухов не мог заподозрить о случившемся. Их дети и телята были на месте, целы и невредимы. Что же до их экстатического чувства любви, которое непомерно возросло к ним, то никто из жителей Враджи не мог этого понять. Только Баларама догадывался о столь удивительной метаморфозе, их трансцендентальной привязанности, питаемой божественной любовью. Из вымени коров при виде своих телят непроизвольно текло молоко, и матери пастушков от сильного возбуждения не находили себе места. Желая постоянно смотреть на своих детей, касаться их и служить, они испытали при этом тоже самое чувство, какое испытывают преданные, служа Кришне.
Эта Брахма-вимохана лила описана в "Шримад Бхагаватам". Слушая ее, человек немедленно теряет интерес к спекулятивной философии (гьяна), привязанность к результатам своей мирской деятельности и обретает вкус к чистому преданному служению Кришне. В сердце преданного пробуждается сильное, неутолимое желание насладиться, изведать сладость Кришны (мадхурья), предпочитая это настроение служению Его айшварье, великолепию и могуществу Господа.
В Калия-дамана лиле Баларама Прабху, зная о величии Шри Кришны, спас жителей Враджа от попытки прийти на помощь Кришне, бросившись в отравленные ядом воды Ямуны. Никто кроме Него не знает о непревзойденном могуществе Верховной личности Бога.
В этой связи особо примечательны игры Господа Баларамы в лесу Талаваны, где он убил демона по имени Дхенакасура. Здесь вкратце мы опишем ее.
Однажды, Баларама и Кришна по просьбе своих друзей отправились в лес Талавана. Там росли прекрасные деревья, пальмы, увешенные вкусными и сочными плодами. Аромат тех плодов и цветов распространялся далеко вокруг, привлекая мальчиков. Но в этом лесу жил демон Дхенакасура в облике осла со своими сородичами. Он зорко охранял Талавану, никому не позволяя туда заходить и лакомиться фруктами.
Когда Кришна и Баларама вошли в лес, чтобы удовлетворить желание мальчиков пастушков отведать тех прекрасных плодов, Баларама подошел и стал трясти одну пальму за другой. Плоды градом стали падать на землю, производя шум. На этот шум появился демон Дхенакасура. Своими задними ногами он попытался ударить Балараму в грудь. Но когда он повернулся, чтобы это сделать, Баларама ловко схватил осла обеими руками, раскрутил и с силой швырнул его на вершину пальмы. Душа оставила тело демона еще до того как он упал с вершины дерева, ломая близ стоящие насаждения. На помощь демона сбежались другие ослы, но их постигла та же самая участь. Разметав и уничтожив племя демонов, Кришна и Баларама вместе со своими друзьями вдоволь насладились сочными плодами, дарами леса Талавана.
В своем комментарии к этой истории Шрила Бхактивинода Тхакур написал, что демоны убитые Баларамой представляют собой анартхи. Секрет враджа-бхаджана заключается в том, что те, кто серьезно занимаются преданным служением, смогут освободиться от невежества, познать себя, а также духовную форму святого имени и объект своего поклонения, получив милость Шри Баларамы Прабху.
Другой, не менее замечательной историей, описанной в 18 главе 10 Песни «Шримад Бхагаватам» является лила убийства демона Праламбасуры.
Весной, в начале лета, Вриндавана украшена множеством ярких благоухающих цветов. Поют птицы, расхаживают олени, жужжат пчелы и танцуют павлины. Все жители Вриндавана наслаждались этой порой, в то время как Кришна и Баларама проявляли здесь свои детские игры. Особенно поэтично это описано в «Источнике вечного наслаждения». Прекрасная пора. Кришна и Баларама вместе с пастушками наслаждаются, танцуют, играют и поют. Детские игры Господа неподражаемы.
Однажды, когда мальчики развлекались в свое удовольствие, разделившись на две команды, в их круг никому незамеченным вошел демон, принявший облик пастушка. Его звали Праламбасура. Этот демон был очень опасен. Зная силу Кришны и Баларамы, он решил сначала расправиться с Баларамой, а потом и с Кришной. Кришна мог понять замысел его и стал строить план как убить.
Баларама был лидеров в одной группе Кришна в другой. Условия игры были следующие: проигравший должен нести победителя на своих плечах. Когда началась игра Шридама и Вришабха в группе Баларамы стали победителями. Кришна нес на своих плечах Шридаму, Бхадрасена Вришабху. С другой стороны Праламбасура должен был нести Балараму. Посадив его на плечи, он потащил его в лес, надеясь расправиться в укромном месте. Угадав план демона, Баларама стал расти, увеличивая свой вес. Он стал похож на золотую гору. Не в состоянии справиться с ним демон принял свою истинную форму. После чего Халадхара Баларама ударил его по голове своим кулаком, и голова его раскололась, и он стал изрыгать кровь, и в результате оставил свое тело. И мальчики пастушки стали прославлять Господа Балараму за столь чудесный удар.
Шрила Бхактивинода Тхакур комментирует убийство Праламбасуры как освобождение человека от анартхи незаконных сексуальных отношений, гордости, сильного желания материальной выгоды, почестей и упоение восхищение таковыми.
LORD BALADEVA’S APPEARANCE DAY
Известная лила, когда Баладева убивает Ромахаршану Суту, но мало кто знает, почему Баладева убил его.
Ромахаршана был всегда слишком высокого о себе мнения. Он никогда не считался с другими вайшнавами. Он говорил: «Я – гуру, 88 000 Риши пришли послушать меня; я лучший из них».
Хотя на собрании присутствовало много достойных личностей, но Ромахаршана считал себя лучшим и никогда не оказывал им никого уважения.
Баладева знал недостатки Ромахаршаны, поэтому, однажды, пришел, чтобы, как говорят, проэкзаменовать. Когда Баладева Прабху прибыл, Ромахаршана восседал на вьясасане; при виде Господа Баладевы изначального Гуру, Ромахаршана не оказал никакого почтения Господу, не встал и не предложил пранаму. Подобное отношение недопустимо ни для того, кто рассказывает хари-катху и ни для того, кто ее слушает.
Баладева возмутился и убил его, коснувшись соломинкой травы куша. Даже тот, кто является гуру для многих учеников, сам всегда должен быть почтителен к другим гуру, кто и в особенности к своему собственному, почитая в его лице равно всех вайшнавов.
Тот, кто дает лекцию по «Бхагаватам» или «Бхагавад-гите» также обязан и всем, кто слушает его; они его друзья, потому что предоставляют ему возможность говорить о Кришне (совершать, таким образом, служение); одни получают благо, слушая, другие – говоря на темы «Бхагаватам» или «Бхагавад-гиты».
Тот, кто не уважает вайшнавов, которые собрались послушать хари-катху, не обретет милость Кришны.
Двивида жил в течение долгого времени, он был современником Кришны. Из-за плохого общение (с Бхаумасурой, Майей Данавой, Кала Йавана и Джарасандхой) он изрядно поглупел. Он перестал различать, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому лишился стыда. Перед молодыми девушками, с которыми Баларама проводил свои лилы, он стал бегать голым и показывать шоу. Он стал критиковать Баладеву: «Почему я должен почитать Баладеву, который так похотлив? Он живет со Равати как со своей женой. Тот, кто поступает подобным образом, не сможет увидеть истинного вайшнава. По сравнению с ним даже каништха-адхикали лучше. Тот, кто находит в вайшнаве изъяны и критикует его, тот родится обезьяной, подобно горилле Дивиде. Если мы находим недостатки в нашем гуру, в Нитьянанде и Балараме, то потеряем уважение и лишимся своего положения как преданные Кришны.
Ромахаршана и Двивида были убиты Баларамой и обрели освобождение, но что касается нас, мы не сможем получить столь завидную судьбу, и умрем из-за совершенных апарадх, как собаки под забором.
У Баларамы есть плуг. Что Он им делает? Он культивирует почву во Врадже для живых существ, которые также как обусловленные души, принадлежащие к таташтха-шакти, исходят из тела Маха-Вишну, берут начало из Баларамы. Он проявляет сандхини-шакти. На Вайкунтхе в форме Маха-Санкаршаны, Баладева готовит вечных спутников Нарайаны.
Как Каранадакшай Вишну производит таташтха-шакти, равно пригодную для материального мира и духовного, так Баларама творит те живые существа, которые непосредственно служат Нарайяне на планетах Вайкунтхи.
Кришна – сат-чит-ананда виграха. Кришна сам – божество потенции чит; Радхарани – хладини-шакти, Божество ананды (блаженства), Баларама – это Божество сат, вечного бытия, которое доступно тем, кто пребывает в духовном мире. САТ – это вечное бытие; даже тело Кришны – сат, есть проявление Баларамы. Все три сат-чит-ананда заключены в Кришне. Чит – означает знание – Кришна, персонификация Абсолютной Истины. Истинное знание – это ключ к наслаждению (ананда). Когда знание достигает своего апогея, оно становится бхавой; увеличиваясь бхава, становится маха-бхавой, концентрированной бхавой, которая проявляется как према, любовь к Шри Кришне. Это подобно леденцу, концентрированное состояние сахара, всей его сладости, которого мы достигаем при выпаривании воды. Према – это бхава в своем высшем проявлении. Кришну называют божеством все сладости (мадхурья), Он – также и айшварья, Божество – всего богатства и великолепия. Кришна является причиной всех причин.
Хотя Кришна – все сущее; соединенное вместе, однако каждая его потенция непостижимо имеет также отдельное от Него существование.
Его дришти, или Его взгляд, зрение имеет свою персонификацию. Все потенции Кришны также имеют форму. В нашем случае Кришна невидим для нас, но та же самая потенция может проявить Его трансцендентную форму. Подобно этому Радхарани и ее рупа – Рупа Манджари и Ее взгляд – это Найана-мани Манджари. Таким образом, хотя все находится в Кришне, но когда Его энергия обретает форму, то становятся Баларамой и Радхарани.
Как Ананга Манджари Баларама служит Радхарани в супружеских отношениях (как раса любви). Радха-кунда и Свананда кунджа – это наиболее важные места. Они принадлежат Ананга Манджари; в этой кундже она всегда устраивает изысканным образом игры любовных забав и развлечений Радхи и Кришны.
В Рама-лиле – Баларама был Лакшманом, младшим братом Рамы. Как младший он не знал ничего, кроме Рамы, своего старшего брата. Он должен был провести испытание огнем, экзамен на целомудрие Ситы, и потом прогнать ее в изгнание. В Гаура-лиле Баларама действует как Нитьянанда – приняв роль старшего брата Господа, который сломал экаданду Махапрабху.
Бывает так, что Баларама появляется темного цвета как Кришна. Почему? Когда Он вернулся из Двараки, он увидел что гопи вне себя от разлукт с Кришной, Он предстал перед ними как Кришна, темного цвета.
Уважение к вайшнавам проявляется в искреннем служении им. Пытайтесь служить друг другу, пользуйтесь привилегией вайшнавской культуры. Наслаждайтесь служением вайшнавам. В этом заключается бхакти преданное служение Кришне в полном сознании Кришны. Мы не можем повторять Харе Кришна целый день, не совершая оскорблений. Поэтому все свободное время от повторения святого имени посвящайте служению вайшнавам. Мы должны просить Гурудева: «Дай нам служение!» Любовь к Кришне проявляется в том, кто служит преданным Кришны.
Сам Кришна будучи зависим от любви Своих преданных говорит: «Я не способен отдать свой долг». Ваша любовь столь возвышенна, что я не в силах отплатить вам. Поэтому будьте счастливы свои служением.
Мы хотим, чтобы Кришна постоянно занимал нас преданным служение – в этом милость Кришны. Такого рода служение сделает нас поистине счастливыми, поможет избавиться от влияния гун материальной природы и вернуться в царство Голоки, где все служат Кришне и безмерно любят Его.
Баларама, он же Анантадева – наш истинный защитник; в лице нашего гуру мы получаем защиту от нападений майи. Он защищает нас от всего неблагоприятного, что препятствует нашему бхаджану. Мы связаны с Гурудевом; поэтому необходимо развивать свои отношения с ним, культивируя веру. Гуру-ништха не может прогрессировать, если кто-то богохульствует, поносит гуру, и мы выслушиваем его; обязанность ученика принять меры. Если ученик остается молчаливым теряет веру, он деградирует. Наша духовная жизнь в опасности, не начавшись, ей может прийти конец. Поэтому необходимо установить принципы нашего гуру в основе нашей жизни и когда весь мир против нас, мы должны победить его, отстаивая авторитет нашего гуру.
БАЛАРАМА - НАШ ГУРУ.
Кришна проявляет Себя как Баларама, чтобы дать нам наставления как Ему служить. Он Сам учит нас преданному служению Себе, приняв облик Баладевы, – гуру всех гуру. Подобно тому, как человек может массировать свои собственные стопы своей же рукой, так и Кришна Сам в форме верховного ГУРУ, учит нас, как служить Его лотосным стопам. Баладева не отличен от Кришны, хотя внешне Он белого цвета, а Кришна – черного; у Кришны флейта в руках, а у Баларамы буйволиный рожок. Поскольку Баладева учит, как служить Кришне, то Его называют akanda-guru-tattva, изначальная, неделимая гуру-таттва.
Когда Баларама убил Дхенакасура, тем самым он показал, что только гуру может устранить наше невежество. Когда Он убивает Праламбасуру, Он показывает, что только Гуру может освободить от двойственности и лицемерия.
В Битве на Курукшетре Шри Баладева не принимал участия в битве. Но когда Бхима вопреки военной этике обманул Дурьйодхану, ударив его палицей ниже пояса, Баларама решил убить Бхиму, потому что Дурьйодхана был его учеником. Однако когда он узнал, что Бхима действовал так по приказу и по подсказке Кришны, поэтому Баладева промолчал и отправился в паломничество.
Когда в Намишаранье Баладева убил Ромахаршану, который рассказывал Пураны, коснувшись его соломинкой травы куша. Мудрецы возмутились. Ромахаршана был выдающимся учеником Вьясадевы. Кто нам продолжит повествование? – спросили мудрецы. Баладева ответил: Не беспокойтесь, я верну ему жизнь обратно. Мудрецы возразили, все, что ты делаешь, не подлежит осуждению, у нас нет сомнения в том, что ты поступил исключительно правильно. Тогда Баладева позвал сына Ромахаршаны Уграшвара. «Угра» - «сильный, цепкий», а «швара» процесс слушания. Получив благословение Баладевы, Уграшвара стал прекрасным рассказчиком кришна-катхи. Вера в гуру и следование его наставлениям – это путь, идя по которому, человек обретет свое изначальное положение сат-чит-ананда. Если человек не имеет веры в Гуру, его духовная жизнь, считай, еще не началась.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас